Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Среди большого многообразия рыночных структур особое место принадлежит конкуренции и монополии как полярным формам рыночной конкуренции.




Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Именно она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, а также уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой.

Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

Чистая монополия – крайняя форма несовершенной конкуренции, т.е. полный антипод совершенной конкуренции. Монополия неизбежна в рыночной экономике, более того сама конкуренция порождает монополию: каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом, чтобы радикально сократить расходы на ведение конкурентной борьбы.

Монополия нередко бывает и желательна: в условиях экономического кризиса она является наиболее жизнеспособной экономической структурой. Монополия по-своему способствует и конкуренции, вытесняя фирмы из одних отраслей и обостряя борьбу в других.

Таким образом, монополия и конкуренция, являясь полярными рыночными структурами, тем не менее взаимосвязаны друг с другом. Исторически монополия выросла из свободной конкуренции и продолжает сосуществовать с ней, порождая различные структуры несовершенной конкуренции.

В чистом виде ни совершенная конкуренция, ни чистая монополия, как правило, не существуют. Поэтому их принято называть условными рыночными структурами в отличие от реально существующих структур. Тем не менее, без изучения этих идеальных моделей нельзя понять реально существующие формы рынка, которые представляют собой синтез в определенных пропорциях различных черт присущих совершенной конкуренции и монополии.

Таким образом, в зависимости от способа конкуренции между собой участников рыночных отношений, различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. При этом, под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на два типа: монополистическую конкуренцию, олигополию.

Принято считать, что чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным является рынок.

 

РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В экономической теории принято считать, что совершенная конкуренция – это свободное ценообразование, формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:

Отрасль должна быть представлена достаточно большим количеством продавцов – фирм и индивидов, которые предлагают один и тот же продукт (услугу) множеству покупателей. Следовательно, доля каждого отдельного производителя в общем объеме производства отрасли незначительна. Поэтому любой продавец в таких условиях воспринимает рыночную цену на выпускаемую продукцию как экзогенно заданную величину и не в состоянии повлиять на нее.

Продавцы и покупатели независимы между собой и друг от друга, исключается возможность каких-либо соглашений между ними по контролю рынка.

Однородность выпускаемой продукции.

Отсутствие каких-либо ограничений для перелива капитала из одной отрасли в другую, а, следовательно, абсолютная мобильность факторов производства, в частности, взаимозаменяемость труда и капитала.

Совершенное знание рынка как покупателями, так и продавцами, что предполагает свободный доступ всех экономических агентов к информации о ценах, используемых технологиях и вероятной прибыли, полную осведомленность о происходящих на рынке событиях.

Отсутствие транспортных издержек или, что то же самое, их равная величина для всех производителей в расчете на единицу продукции.

Рациональное поведение как покупателей, так и продавцов.

Отсюда, очевидно, что ни одно из них в отдельности, а тем более совокупность этих признаков, не может быть в полной мере реализована на практике.

Современная экономическая теория считает, что в условиях конкуренции создается больше продукта и с меньшими издержками по сравнению с монополистической организацией или централизованным управлением производством.

В наибольшей степени признакам совершенной конкуренции отвечают рынки различных видов сельскохозяйственной продукции (пшеница, рис, кукуруза, молоко, яйца и т.д.).

Следующее определение конкуренции, содержится в ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

 

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ

Для возникновения монополии необходимо, чтобы существовали следующие условия:

· товар производится единственной фирмой и потребитель ничем не может его заменить;

· цена товара полностью контролируется продавцом: другие фирмы допускаются к производству товара посредством технических, финансовых, юридических и экономических преград.

Существующие качественные разновидности монополий связаны с объективными причинами экономического характера:

· наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса порождает так называемую сырьевую монополию;

· государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров: табака, алкоголя, оружия, наркотических веществ и др. создает условия для возникновения государственной или административной монополии;

· экономическая нецелесообразность конкуренции, если производство продукции одной фирмой обеспечивает весь рыночный спрос на какой-либо товар или услугу с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы несколько фирм поставляли на рынок точно такое же количество данной продукции – приводит к образованию естественной монополии. Естественная монополия эффективна в отраслях коммунального хозяйства и технической инфраструктуры территорий, в общественном транспорте, снабжении электроэнергией, водой, газом, услугами связи и т.д.

Итак, под чистой или абсолютной монополией принято понимать рыночную структуру, которая характеризуется; следующими признаками:

1. существует единственный производитель данного товара, который олицетворяет собой отрасль;

2. производимая продукция уникальна в том смысле, что она не имеет близких заменителей – товаров-субститутов;

3. доступ новых производителей в данную отрасль закрыт барьерами, как естественного, так и искусственного характера;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...