Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С экономической точки зрения данная ситуация означает рост покупательной способности потребителя и успешность его хозяйственной деятельности




· доход снижается, цены неизменны. Снижение дохода при неизменных ценах приводит к падению покупательной способности потребителя и выражается в том, что ранее доступные ему комбинации товаров в наборе становятся недосягаемыми, выходят за рамки сместившейся влево и вниз бюджетной линииА2В2. Данная ситуация является важным сигналом потребителю о необходимости его активизации в экономической сфере деятельности;

· доход неизменен, цены возрастают. При росте цен на оба товара, входящих в набор без изменения соотношения между ними (наклон бюджетной линии остается прежним), ситуация становится равнозначной снижению дохода при неизменных ценах, с той лишь разницей, что с экономической точки зрения здесь в действие вступает фактор инфляции. При росте цены на один из товаров и неизменности цены на другой либо непропорциональном росте цен на оба товара соотношение между ценами товаров изменяется, и это приводит к изменению наклона бюджетной линии на графике. Предположим, например, что цена товараАне изменилась, а товараВвыросла в полтора раза. Тогда увеличение цены товараВприводит к повороту бюджетной линии вовнутрь треугольника0АВпо часовой стрелке, делая для потребителя недоступным поле выбора наборов, очерченное треугольникомВ1АВ. У новой бюджетной линииАВ1 со старой есть только одна единственная общая точка – точкаА, в которой у покупателя не изменились возможности потребления;

· доход неизменен, цены снижаются. Равномерное, без изменения со­отношения между товарами снижение цен приводит к эффекту, равнозначному росту дохода при неизменных ценах, а непропорциональное – к повороту бюджетной линии вовне до положенияАВ2, что также свидетельствует о росте покупательной способности потребителя;

· доход возрастает, цены растут (и наоборот). При пропорциональном изменении дохода и цен положение бюджетной линии не изменяется.

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ

Графические методы построения кривых безразличия и бюджетной линии, позволяют определить тот оптимальный размер набора товаров, который потребитель выбирает из всего многообразия доступных ему вариантов.

Потребитель всегда стремится достичь наилучшей комбинации товаров в наборе, а она, как известно, находится на самой высокой кривой безразличия. Но потребителю при этом приходится учитывать свои финансовые возможности, которые имеют бюджетное ограничение. Поэтому для того, чтобы найти наилучший из возможных вариантов, необходимо наложить на карту безразличия бюджетную линию. Выбор потребителя будет оптимальным, если при этом будут соблюдены следующие два условия:

· оптимальная комбинация должна находиться на бюджетной линии, так как слева расположена область решений, при которых доход не расходуется полностью, а справа – наборы, находящиеся за пределами бюджетной линии;

· оптимальная комбинация должна обеспечивать максимизацию полезности для потребителя, т.е. находится на кривой безразличия как можно дальше удаленной начала координат.

   товар А

 

 

        А

 

                    Е • М

                                        U3

                                      U2

                            В U1

товар В

График 5.4. Оптимальный выбор потребителя.

На графике отражен алгоритм поиска оптимального набора товаров потребителем. Потребитель предпочел бы приобрести набор, принадлежащий кривой безразличияU3, например, наборМ, но ему это недоступно в силу бюджетного ограничения. Он может позволить себе выбрать наборыАилиВна кривой безразличияU1, но они не удовлетворяют условию максимизации полезности. Только набор, соответствующий точкеЕна кривойU2, отвечает двум условиям одновременно. Именно в этой точке соприкасается кривая безразличия с бюджетной линией, т.е. достигается равновесие потребителя, когда он уже не стремится переходить на более высокую кривую безразличия и улучшать соотношение товаров в наборе. Эта точка носит название оптимума потребителя.

Конъюнктура рынка находится в непрерывном движении, поэтому равновесие потребителя, определяемое точкой оптимальности, также меняется в результате колебания его дохода и рыночных цен. Известно, что рост или снижение дохода приводит к сдвигу бюджетной линии:

   товар А

  А1

 

    А

  А2

                       Е1

                   Е

          Е2                U3

                                   U2

                                   U1    товар В

График 5.5. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя.

Предположим, что доход потребителя вырос. Тогда новые финансовые возможности позволяют потребителю переместиться на новую, более высокую кривую различияА1В1, на которой он отыскивает точку нового оптимумаЕ1, если же у потребителя доход снижается, то бюджетная линия опускается вниз доА2В2, а равновесие перемещается в точкуЕ2.

Соединяя все точки оптимального выбора потребителяЕ,Е1,Е2...Еn, можно получить кривую в виде луча, выходящего из начала координат и отражающего соотношение «доход – потребление». Это соотношение впервые было исследовано немецким статистиком Эрнстом Энгелем (1821-1896), а полученная кривая получила название – кривой Энгеля. Именно по ней движется потребитель при изменении своего дохода.

   товар А

   Аn

 

   А2                       

                                  К

   А1                En

                     E2

                E1

  А  E

                                                  

                                                      

     0     В  В1  В2 Вn товар В

График 5.6. Равновесное положение потребителя в динамике.

Изменение цен, так же как и доход, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены только на один товар в оптимальном наборе бюджетное ограничение сдвигается вправо при увеличении и влево – при снижении. Это ведет к изменению наклона бюджетной линии.

Подобно лучу, отражающему изменение равновесия потребления вследствие изменения его дохода, можно построить лучАК, отражающий изменение равновесия потребителя вследствие изменения цен.

  товар А

        

    А

               Е

                             Е1                              Еn

                                            Е2               К                      

       0            В    В1  В2      Вn товар В

График 5.7. Изменение равновесия потребителя при изменении цен.

Если под товаромАпонимать относительные цены всех других товаров в противовес товаруВ, то данный график можно интерпретировать как кривую спроса на товарВ, где ось ординат отражает изменение цен, а ось абсцисс – объем товара. Подобный взгляд на кривуюАКвполне обоснован: каждой из равновесных точекЕ...Еn оценка товаров потребителем соответствует их оценке рынком.

В реальной жизни покупатель на рынке не строит кривых безразличия и бюджетных ограничений, не вычисляет оптимальную точку потребления. Все свои действия он осуществляет на основе рационального поведения. Именно это рациональное поведение и объясняет теория потребительского выбора. Ее выводы делают поведение покупателя на рынке предсказуемым и целесообразным, позволяя оценить действия потребителя не только на сложившихся рынках, но и на находящихся в стадии своего становления.

ТЕМА 6. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИХ ЭЛАСТИЧНОСТЬ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...