Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единственный производитель сам определяет рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.




Понятно, что в реальной действительности такое сочетание признаков практически не достижимо, реальные рыночные структуры могут в большей или меньшей степени соответствовать этой идеальной модели, но не совпадать с ней.

Ситуации, максимально приближенные к модели чистой монополии, чаще встречаются не на национальном, а на местных рынках, так, например, в крупных городах существует только один метрополитен и т.д.

Важнейший признак любой монополии – получение сверхдохода (ренты). Это может быть достигнуто посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке, что приводит к формированию монопольной цены, обеспечивающей прибыль сверх нормальной. Для ее возникновения и последующего присвоения фирмы стремятся специально создавать необходимые условия. В итоге наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощений фирм, раздела рынков и др.

Монополии, возникшие путем слияния нескольких компаний, имеют следующие организационные формы:

· Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции, разделе рынков сбыта, условиях продаж, ценах, сроках и формах расчетов, предполагающее при этом сохранение производственной и коммерческой самостоятельности объединяющихся фирм.

· Синдикат – картельное соглашение нескольких фирм с целью организации совместного сбыта продукции, через единую торговую сеть, при сохранении производственной и юридической самостоятельности, но с утратой коммерческой независимости. Как правило, синдикаты создаются компаниями, производящими однородную продукцию.

· Трест – монопольное объединение предприятий на основе создания единой собственности, производства, и сбыта продукции входящих в нее фирм, при котором все его участники полностью утрачивают свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Для треста характерно объединение предприятий, не только производящих однородную продукцию, но связанных между собой технологическим циклом производства.

· Концерн – объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных единому финансовому контролю всех входящих в нее фирм разных отраслей, с руководством господствующей в объединении группы.

· Конгломерат – форма монопольного объединения, при котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании разных отраслей, не имеющие между собой производственной и технологической связи.

Помимо перечисленных разновидностей монопольных объединений, распространенной и устойчивой является искусственная монополия, возникающая на базе обладания патентами, авторскими правами и лицензиями, полученными от правительства, а также собственности на все предложения какого-либо производственного ресурса. Зарегистрировав патент на ту или иную техническую новинку, или получив лицензию, фирма получает исключительное право производить и продавать новый товар и исключает возможность вмешательства конкурентов на определенный период.

Действуют и корпоративные монополии. Возникнув в конкурентной борьбе, они представлены, как правило, предприятиями, оснащенными современной техникой с низкими издержками производства. Для них характерна высокая эффективность производства.

Конкуренция может отсутствовать не только на стороне продавцов в виде монопольного предложения, но и на стороне спроса, когда единственный покупатель диктует объем продаж и цену. Такая разновидность монополии называется монопсонией.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом, возникает так называемая двусторонняя монополия.

Экономическая роль монополии носит двойственный характер.

Положительная сторона заключается в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия в долгосрочном временном интервале теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая эти обстоятельства, государство старается противостоять монополизации экономики, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством достижения этого служит антимонопольное законодательство, позволяющее поддерживать государству равновесие между конкуренцией и монополией.

 

РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Монополистическая конкуренция – структура рынка, для которой характерна неценовая конкуренция, действующих на рынке в большом количестве продавцов и покупателей сопровождающаяся дифференциацией выпускаемой продукции.

Дифференциация продукции каждым производителем достигается за счет создания условий постоянной доступности товара для покупателей, повышения качества продукта, разнообразия упаковки, условий продаж, выгодного месторасположение магазина, высокого уровня сервиса, рекламы, торговых знаков и марок и т.п. В результате каждый производитель, с одной стороны, обладает монополией на свой дифференцированный продукт, а с другой стороны, подвергается конкуренции со стороны производителей, изготовляющих товары-заменители.

Незначительное изменение цены отдельной фирмой не меняет общей рыночной ситуации. В условиях монополистической конкуренции, как правило, отсутствуют какие-либо ограничения на переход в данную отрасль других производителей и на выход из нее. Более того, приток новых производителей облегчается тем, что фирмы невелики по размерам, а следовательно, требуются небольшие вложения капитала для открытия нового производства.

В условиях монополистической конкуренции объем производства меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние затраты и цена выше, при этом экономическая прибыль сокращается до нуля. Все это можно рассматривать как своеобразную плату за большое разнообразие выпускаемой продукции.

Рынок монополистической конкуренции характерен для предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, легкой и пищевой промышленности, кинотеатров и т. д.

 

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОЛИГОПОЛИИ

В современных условиях понятие монополии распространяется не только на чистую монополию с единственным продавцом или покупателем, но и на более сложную структуру – олигополию, под которой понимаются совместные действия по установлению контроля над ценой на рынке нескольких крупных фирм.

Олигополии присущи следующие основные черты:

· небольшое количество, в пределах одного или двух десятков, продавцов на рынке, так как вступление фирм в рынок возможно, но существенно затруднено;

· контроль над ценами не носит всеобъемлющего характера, но он весьма существенен. Цены устанавливаются на основе принципа лидерства;

· конкуренция внутри олигополии носит преимущественно неценовой характер. Фирмы конкурируют на основе технического превосходства, качества и надежности товаров, маркетинговых услуг, гарантийного обслуживания.

Различают два типа олигополии: чистую и дифференцированную. Первый тип олигополии образуют фирмы, производящие однородный продукт (нефть, сталь, цемент и т.д.), второй – дифференцированную продукцию (автомобили, металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование и т.д.). При этом рынок того или иного товара может быть более или менее равномерно распределён между несколькими крупными олигополистами (симметричная олигополия), но могут иметь место и другие варианты олигополистических структур. Например, отрасль может быть представлена одним очень крупным производителем и большим количеством мелких и средних фирм (асимметричная олигополия). В случае симметричной олигополии согласование рыночной политики упрощается, а во втором случае оно заметно усложнено, здесь больше вероятность острой конкурентной борьбы.

Олигополия также имеет еще две разновидности: если на рынке всего лишь два конкурента, то такой частный случай олигополии называется дуополией. Зеркальным отражением олигополии является олигопсония – рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей.

Существенным для олигополии является то, что только несколько производителей поставляют на рынок всю или почти всю продукцию данного вида. При этом появление новых производителей в отрасли либо затруднено, либо невозможно в силу наличия барьеров естественного или искусственного происхождения (эффект масштаба, патенты, лицензии, реклама и т.д.).

Каждый олигополист, определяя линию своего экономического поведения, должен учитывать поведение как потребителей своей продукции, так и конкурентов, ответная реакция которых на его действия может быть неоднозначна. Поэтому не существует общей, универсальной теории олигополии. Разработано множество моделей олигополии, но все они так или иначе описывают конкретные хозяйственные ситуации.

Из экономической сущности олигополии вытекает, что ее участники обречены на ведение конкурентной борьбы, формы и методы которой много богаче и разнообразней, чем на рынках других типов. Нередко она принимает агрессивный характер типа промышленного шпионажа и ценовых войн.

Война цен, как показывает опыт, в конечном итоге выгодна только для потребителя, который получает возможность приобретать товары по более низким ценам. Поэтому если она и возникает, то, как правило, носит кратковременный характер. Дело в том, что война цен снижает прибыли олигополистов. Отсюда тенденция к соглашению о фиксации цен и разделе рынков. Однако сговор олигополистов подпадает под антимонопольное законодательство, а значит преследуется государством. Тем не менее, стремление к сговору может заметно меняться в зависимости от особенностей отрасли, фирм и выпускаемой продукции. Известно, что при прочих равных обстоятельствах факторами, усиливающими тенденцию к совместным действиям, являются экономический подъем отрасли, асимметричная структура олигополии, однородность выпускаемой продукции, наличие барьеров на вступление в отрасль, сравнительно небольшое число фирм в отрасли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...