Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рынок имеет свои достоинства и недостатки.
Положительными чертами являются: · эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства; · гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; · оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; · свобода выбора сферы деятельности и экономическая ответственность за результаты; · независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.; · действенная система мотивации и материальных стимулов к хозяйственной деятельности; · саморегулирование рынка. Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы: · нестабильная система, подверженная спадам и подъема; · рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит социальное неравенство; · не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды; · рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.); · рынок ориентирован только на денежный доход, не способствует производству социально-необходимых товаров и решению социальных задач. В качестве обобщения можно сказать, что рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различают ее разновидности. В современной рыночной экономике, несмотря на национальные особенности развития рынка в каждой стране в XX в., можно выделить несколько моделей, условно классифицировав их по страновому признаку:
Схема 4.2. Модели рыночной экономики. В целом, следует отметить, что: · Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. · Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства. Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т.е. совокупности правил и норм, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики. Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс.
ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ПО НЕКОТОРЫМ КРИТЕРИЯМ
Схема 4.3. Классификация рыночных структур. В упорядоченном виде по количеству продавцов – покупателей данные виды рыночных структур представлены в следующей таблице:
Таблица 4.1. Виды рыночных структур. Следует пояснить, прежде всего, что понятие «много» означает в данном контексте такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца. В отличие от этого термин «несколько» означает, что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции. Следовательно, он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих контрагентов. Приведенная выше таблица в неявном виде предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней отсутствует рынок монополистической конкуренции, который предполагает наличие определенной дифференциации выпускаемой продукции. |
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |