Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок имеет свои достоинства и недостатки.




Положительными чертами являются:

· эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства;

· гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

· оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

· свобода выбора сферы деятельности и экономическая ответственность за результаты;

· независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

· действенная система мотивации и материальных стимулов к хозяйственной деятельности;

· саморегулирование рынка.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:

· нестабильная система, подверженная спадам и подъема;

· рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит социальное неравенство;

· не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);

· рынок ориентирован только на денежный доход, не способствует производству социально-необходимых товаров и решению социальных задач.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Рынок, представленный в таком виде есть целостная рыночная система или рыночная экономика. По формам взаимодействия отдельных элементов этой системы и различают ее разновидности.

В современной рыночной экономике, несмотря на национальные особенности развития рынка в каждой стране в XX в., можно выделить несколько моделей, условно классифицировав их по страновому признаку:

 

 


Схема 4.2. Модели рыночной экономики.

В целом, следует отметить, что:

· Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.

· Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.


Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т.е. совокупности правил и норм, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики.

Создание благоприятной институциональной среды – это трудный и длительный процесс.

 

ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

 



КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР ПО НЕКОТОРЫМ КРИТЕРИЯМ

 

Схема 4.3. Классификация рыночных структур.

В упорядоченном виде по количеству продавцов – покупателей данные виды рыночных структур представлены в следующей таблице:

         ПРОДАВЦЫ ПОКУПАТЕЛИ МНОГО НЕСКОЛЬКО ОДИН
МНОГО СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ МОНОПОЛИЯ
НЕСКОЛЬКО ОЛИГОПСОНИЯ ДВУСТОРОННЯЯ ОЛИГОПОЛИЯ ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
ОДИН МОНОПСОНИЯ ОГРАНИЧЕННАЯ МОНОПСОНИЯ ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ

Таблица 4.1. Виды рыночных структур.

Следует пояснить, прежде всего, что понятие «много» означает в данном контексте такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца. В отличие от этого термин «несколько» означает, что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции. Следовательно, он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих контрагентов.

Приведенная выше таблица в неявном виде предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней отсутствует рынок монополистической конкуренции, который предполагает наличие определенной дифференциации выпускаемой продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...