Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура урока по-Махмутову
Несколько иной подход к определению структуры урока предлагает дидактическая школа под руководством М.И. Махмутова. Структура урока в двух ее разновидностях: · постоянная, характеризующуюся фиксированными связями, повторяющуюся из урока в урок, и · переменная, которая изменяется в зависимости от целей урока, условий его проведения, методического обеспечения, возможностей учителя и учащихся и пр. В качестве постоянной в данном подходе выступает дидактическая структура урока, которая состоит из тех этапов: 1) актуализации опорных знаний и способов деятельности; 2) формирования новых знаний и способов деятельности; 3) применения полученных знаний и способов деятельности и реализуется на каждом уроке, независимо от его типа и вида. В качестве переменных выступают две подструктуры: методическая и логико-психологическая. Методическая подструктура представляет собой совокупность методов, какими пользуется учитель для реализации дидактической структуры урока. Так, для актуализации опорных знаний один учитель проводит опрос, другой – эвристическую беседу, третий – репродуктивную. В основе логико-психологической подструктуры урока лежит логика усвоения материала, которая может быть представлена как логика репродуктивного усвоения(воспринял – понял – запомнил - повторил по образцу) и как логика продуктивного усвоения(усвоение материала в процессе решения проблемной задачи). Как в первом, так и во втором случае возможны несколько вариантов построения урока. При репродуктивном усвоении это будет зависеть от качества преподнесения материала и мнемических характеристик класса (способности к запоминанию), от количества и видов повторов, их содержательного и временного распределения. При продуктивномусвоении логико-психологическая подструктура урока будет зависеть от типа избранной проблемности. Так, если в основу положить оценочнуюпроблемность, то логико-психологическая подструктура урока будет соответствовать ее этапам: 1) выявление двух сторон одного противоречия, в пределах которого осуществляется оценка (правильно – неправильно, хорощо – плохо и т.д.); 2) формирование собственного мнения по данному вопросу (я думаю …, я считаю …); 3) аргументация этого мнения; 4) умение его отстоять или отказаться от него, приняв более убедительную позицию другой стороны. Если же направить обучение на развитие теоретического мышления, то урок необходимо построить в соответствии с этапами познавательной проблемности: 1) постановка проблемы; 2) формулирование гипотезы (их может быть несколько); 3) доказательство или опровержение этой гипотезы ( и то, и другое продуктивно); 4) проверка на практике; 5) выводы. Таким образом, несмотря на то, что логика усвоения в дидактике величина постоянная, учитывая ее составные части, учитель имеет достаточно большое число вариантов построения урока. Поэтому логико-психологическая подструктура урока, как и методическая, будет тоже переменной. Структура урока по-Онищуку Школа дидактов под руководством В.А. Онищука предлагает рассматривать структуру урока в единстве двух ее составляющих: · макроструктуры, как совокупности этапов урока, и · микроструктуры, как единства методов, приемов, средств обучения, используемых в пределах каждого этапа и урока в целом. Макроструктура в пределах одного типа урока – постоянна, микроструктура – переменна. Характер макроэлементов структуры урока определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует на уроке определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь поставленную цель. Характер и последовательность этих задач (а значит и этапов урока) зависят от логики учебного процесса. Понятно, что логика усвоения знаний одинакова для всех предметов, поэтому предполагается, что на всех уроках усвоения новых знаний основные структурные элементы будут одинаковыми. В микроструктуру урока каждого типа входят методы, приемы, средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных действий учителя и учащихся. Эта последовательность может быть различной, что влияет на качество усвоения материала. Поэтому эффективность урока в большой мере зависит от удачной или неудачной его микроструктуры, которую учитель выбирает исходя из уровня знаний, познавательной активности и самостоятельности учащихся. При этом она, конечно же, соответствует поставленным целям и задачам. Таким образом, структура урокапо-Онищукузависит от его типологии, котораяопределяется главной дидактической целью. Если таких целей будет несколько, урок получит название комбинированного. Урок усвоения новых знаний. Его структура определяется логикой постепенного развертывания учебно-познавательных задач, решение которых представляет собой отдельные этапы усвоения знаний. Структура такого урока может быть представлена в следующем виде: 1) проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; 2) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 3) восприятие и осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; 4) обобщение и систематизация знаний, применение их в различных ситуациях, приближенных к жизненным; 5) подведение итогов урока и домашнее задание. Здесь вместо объяснения учителя, запоминания и закрепления знаний даются те этапы или ступени, которые без проб и ошибок ведут к усвоению знаний на основе познанных закономерностей этого процесса. Урок усвоения умений и навыков. Наиболее общая структура его проведения такова: 1) проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания); 2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников; 3) изучение нового материала (вводные упражнения); 4) первичное применение приобретенных знаний и умений (пробные упражнения); 5) применение учащимися знаний и способов деятельности в стандартных условиях с целью формирования навыка (тренировочные упражнения); 6) творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения); 7) итоги урока. Сообщение домашнего задания. Если формируемые умения и навыки сложны, и на их усвоение выделяется несколько уроков, то предложенная система упражнений распределяется равномерно на все занятия. Если навык несложный и формируется на основе прежде усвоенных правил, то подготовительные и вводные задания сокращаются, а пробные, тренировочные и творческие – усиливаются. Урок применения знаний, навыков и уменийслужит для выполнения учащимися сложных комплексных заданий, охватывающим ЗУНы по крупным разделам или темам программы. На таких уроках учащиеся самостоятельно выполняют лабораторные и практические работы, вычислительные, письменные и графические задания разных видов. В основе построения урока применения ЗУНов лежит логика формирования у школьников творческого подхода к решению нестандартных задач, которая реализуется в следующих его этапах: 1) воспроизведение и коррекция ЗУНов, необходимых для выполнения работы; 2) анализ предстоящей работы и способов ее выполнения; 3) подготовка необходимого оборудования; 4) самостоятельное выполнение работы; 5) обобщение и систематизация знаний и способов выполнения работы; 6) контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся за ходом выполнения работы и ее результатами; 7) подведение итогов работы. Урок обобщения и систематизации знаний. В основе его построения лежит логика указанного процесса: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов – к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями науки. Этапы урока обобщающего повторения могут быть следующими: 1) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников; 2) воспроизведение и коррекция опорных знаний; 3) повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4) обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний, их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий; 5) усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; 6) подведение итогов урока. Выводы. Урок проверки и коррекции ЗУНовпроводится с целью выяснения уровня овладения учащимися комплексом знаний, умений и навыков по главным темам или большим разделам программы. Его структура включает следующие этапы: 1) мотивация учебной деятельности; 2) проверка знаний учащимися фактического материала и умений раскрывать связи в предметах и явлениях (фронтальная беседа, индивидуальный опрос); 3) проверка знания учащимися основных понятий и умения объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры (письменная работа, индивидуальный опрос); 4) проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения (письменный опрос или заполнение обобщающих таблиц); 5) применение знаний в стандартных условиях (письменное решение задач, выполнение практических заданий по готовым данным); 6) применение знаний в измененных условиях (выполнение комплексных творческих работ); 7) проверка выполненных заданий, ихз анализ и оценивание; 8) итоги урока. Сообщение домашнего задания. Комбинированный урок.В реальном учебном процессе бывает сложно расчленить изучение темы на уроки различных типов. В качестве примера можно привести структуру комбинированного урока, целью которого является усвоение умений и навыков (1) и творческое их применение на практике (2). Этапытакого урока могут быть следующими: 1) актуализация опорных знаний и способов деятельности (предварительные или подготовительные задания); 2) мотивация учения школьников, сообщение темы, цели, задач урока; 3) изучение нового материала, его восприятие, осознание, осмысление (вводные задания); 4) первичное применение полученных знаний (пробные упражнения); 5) усвоение навыков и умений при выполнении деятельности в стандартных условия (выполнение тренировочных упражнений по образцу, инструкции, заданию); 6) усвоение навыков и умений в нестандартных условиях (творческие работы); 7) самостоятельная творческая работа, проверка ее результатов; 8) подведение итогов урока. Задание на дом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 847. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |