Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
При использовании практических методов обучения источником знаний являются действия самих учащихся. Цельтаких методов - формирование умений и навыков.В их основе лежит деятельность учащихся по применению полученных знаний. К этой группе методов большинство авторов относят упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнения представляют собой многократное повторение умственной или практического действия, что происходит с целью овладения ею или для его совершенствования. Они используются при изучении всех предметов на всех этапах обучения. В зависимости от предметной направленности упражнения бывают: - математическими (упражнения в вычислениях, в решении задач определенного типа, в выборе рационального способа решения, в применении математических формул и т.п.), - литературными (упражнения в стихосложении, в выразительном чтении и т.п.), - химическими (упражнения в распознавании химвеществ, в составлении химических формул и уравнений реакций, в химрасчетах и т.д.) и т. д. По сфере приложения усилий можно выделить: - физические упражнения, которые требуют напряжения тела, - интеллектуальные, требующие напряжения ума. По виду учебной деятельности упражнения могут быть: - устными, - письменными, - графическими. По характеру учебной деятельности: - репродуктивными, которые воспроизводят определенную деятельность без изменения, и - творческими (производительными, требующими работы с выходом за пределы известного. В качестве комплексныхможно рассматривать лабораторно-практические производственно-трудовые упражнения. • Устные упражнения широко применяются в учебном процессе, связаны с развитием речи и мышления, используются для изложения знаний, овладение техникой и культурой чтения, говорения и тому подобное. • Письменные упражнения способствуют развитию культуры письменной речи. Они выполняются в виде диктантов, сочинений, конспектов, рассказов, записи решения задач и т.д., учат самостоятельности мышления и лаконичной форме изложения мысли. С их помощью отрабатываются механизмы грамотного письма. • Графические упражнения развивают пространственное мышление, учат упорядочивать изображения на плоскости, аккуратно писать, чертить, рисовать, сворачивать информацию до определенного сигнала и разворачивать ее в случае необходимости. • Лабораторно-практическиеупражнения способствуют формированию умения пользоваться приборами, измерительной аппаратурой, реактивами, природными и искусственно созданными материалами. Они формируют конструктивно-технические умения, а также умение проводить опыты и оформлять отчеты об экспериментах. • Производственно-трудовые упражнения готовят детей к выполнению определенной производственной деятельности, учат их трудиться. Простые упражнения направлены на отработки отдельных трудовых приемов, сложные - на выполнение трудовых дел в целом. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (по степени познавательной активности школьников) И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классифицировать методы обучения по внутренним показателям взаимодействия преподавания и уч-ся, а именно: по характеру познавательной деятельности или познавательной активности школьников. При этом внутреннее и внешнее проявления метода сосуществуют в своем единстве. Внутреннее рассматривается как способ взаимодействия преподавания и обучения, а внешнее - как форма проявления этого способа. Например, объяснительно-иллюстративный метод представляет собою способ передачи и усвоения информации. Он реализуется в форме: лекции, рассказа, инструктажа и тому подобное. Это пять способов обучения, расположенных в порядке возрастания познавательной активностишкольников. Это: - объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (круглосуточно - восприятие) метод, - репродуктивный, - метод проблемного изложения материала, - частично-поисковый и - исследовательский. Классификация методов обучения по составу СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА Зн. – объяснительно-иллюстративный метод СД+УН – репродкуктивный метод ОТД – методы проблемного обучения ОЭЦО – личность учителя ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основными признаками формы обучения являются: · распределение учебно-организационных функций между участниками учебного процесса; · выбор и последовательность звеньев учебной деятельности; · режим работы; · количество участников. Положив в основу степень обобщенности (соотношение общего и частного, части и целого), можно выделить три разновидности форм обучения 1. формы организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная); 2. организационные формы обучения (урок, факультатив, экскурсия, домашняя работа и пр.); 3. образовательные системы (классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная). ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Группированиеформорганизацииобучения(фронтальная, групповая, индивидуальная) осуществляется по количеству участвующих в них учеников. Фронтальная форма организации обучения представляет собой общение учителя со всеми учащимися одновременно: - индивидуально-фронтальная (написание сочинения, контрольной или самостоятельной работы); - коллективно-фронтальная (решение проблемной задачи). Групповая форма организации обучения характеризуется общением учителя с группой детей, выполняющих одно задание. В зависимости от того, по каким признакам формируются группы, в групповой форме организации обучения можно выделить несколько ее разновидностей. · Дифференцированно-групповая форма организации обучения возникает, когда происходит разделение детей на группы (их дифференциация) по избранному признаку (например, по учебным возможностям, по дружеским отношениям, по учебным проблемам и пр.). · кооперативно-групповая. · смешанная, когда в одной группе из шести человек участвуют, например, два сильных ученика, два средних и два слабых. · парнаяработа. Пары постоянного состава. Пары переменного состава. Индивидуальная форма организации обученияпредполагает учебное общение учителя с учеником один на один. Это самая эффективная форма обучения детей предмету, о чем говорит опыт репетиторства. Индивидуальная работа в современной школе осуществляется на уровне дифференцированного подхода.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 585. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |