Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ




При использовании практических методов обучения источником знаний являются действия самих учащихся. Цельтаких методов - формирование умений и навыков.В их основе лежит деятельность учащихся по применению полученных знаний.

К этой группе методов большинство авторов относят упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения представляют собой многократное повторение умственной или практического действия, что происходит с целью овладения ею или для его совершенствования. Они используются при изучении всех предметов на всех этапах обучения.

В зависимости от предметной направленности упражнения бывают:

- математическими (упражнения в вычислениях, в решении задач определенного типа, в выборе рационального способа решения, в применении математических формул и т.п.),

- литературными (упражнения в стихосложении, в выразительном чтении и т.п.),

- химическими (упражнения в распознавании химвеществ, в составлении химических формул и уравнений реакций, в химрасчетах и т.д.) и т. д.

По сфере приложения усилий можно выделить:

- физические упражнения, которые требуют напряжения тела,

- интеллектуальные, требующие напряжения ума.

По виду учебной деятельности упражнения могут быть:

- устными,

- письменными,

- графическими.

По характеру учебной деятельности:

- репродуктивными, которые воспроизводят определенную деятельность без изменения, и

- творческими (производительными, требующими работы с выходом за пределы известного.

В качестве комплексныхможно рассматривать лабораторно-практические производственно-трудовые упражнения.

Устные упражнения широко применяются в учебном процессе, связаны с развитием речи и мышления, используются для изложения знаний, овладение техникой и культурой чтения, говорения и тому подобное.

Письменные упражнения способствуют развитию культуры письменной речи. Они выполняются в виде диктантов, сочинений, конспектов, рассказов, записи решения задач и т.д., учат самостоятельности мышления и лаконичной форме изложения мысли. С их помощью отрабатываются механизмы грамотного письма.

Графические упражнения развивают пространственное мышление, учат упорядочивать изображения на плоскости, аккуратно писать, чертить, рисовать, сворачивать информацию до определенного сигнала и разворачивать ее в случае необходимости.

Лабораторно-практическиеупражнения способствуют формированию умения пользоваться приборами, измерительной аппаратурой, реактивами, природными и искусственно созданными материалами. Они формируют конструктивно-технические умения, а также умение проводить опыты и оформлять отчеты об экспериментах.

Производственно-трудовые упражнения готовят детей к выполнению определенной

производственной деятельности, учат их трудиться. Простые упражнения направлены на отработки отдельных трудовых приемов, сложные - на выполнение трудовых дел в целом.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (по степени познавательной активности школьников)

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классифицировать методы обучения по внутренним показателям взаимодействия преподавания и уч-ся, а именно: по характеру познавательной деятельности или познавательной активности школьников. При этом внутреннее и внешнее проявления метода сосуществуют в своем единстве. Внутреннее рассматривается как способ взаимодействия преподавания и обучения, а внешнее - как форма проявления этого способа.

Например, объяснительно-иллюстративный метод представляет собою способ передачи и усвоения информации. Он реализуется в форме: лекции, рассказа, инструктажа и тому подобное.

Это пять способов обучения, расположенных в порядке возрастания познавательной активностишкольников.

Это:

- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (круглосуточно - восприятие) метод,

- репродуктивный,

- метод проблемного изложения материала,

- частично-поисковый и

- исследовательский.

Классификация методов обучения по составу СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА

Зн. – объяснительно-иллюстративный метод

СД+УН – репродкуктивный метод

ОТД – методы проблемного обучения

ОЭЦО – личность учителя

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Форма обучения – это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и ученика(преподавания и учения)с целью передачи и усвоения социального опыта

 

    Основными признаками формы обучения являются:

· распределение учебно-организационных функций между участниками учебного процесса;

· выбор и последовательность звеньев учебной деятельности;

· режим работы;

· количество участников.

Положив в основу степень обобщенности (соотношение общего и частного, части и целого), можно выделить три разновидности форм обучения

1. формы организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

2. организационные формы обучения (урок, факультатив, экскурсия, домашняя работа и пр.);

3. образовательные системы (классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

    Группированиеформорганизацииобучения(фронтальная, групповая, индивидуальная) осуществляется по количеству участвующих в них учеников.

Фронтальная форма организации обучения представляет собой общение учителя со всеми учащимися одновременно:

- индивидуально-фронтальная (написание сочинения, контрольной или самостоятельной работы);

- коллективно-фронтальная (решение проблемной задачи).

Групповая форма организации обучения характеризуется общением учителя с группой детей, выполняющих одно задание.

В зависимости от того, по каким признакам формируются группы, в групповой форме организации обучения можно выделить несколько ее разновидностей.

· Дифференцированно-групповая форма организации обучения возникает, когда происходит разделение детей на группы (их дифференциация) по избранному признаку (например, по учебным возможностям, по дружеским отношениям, по учебным проблемам и пр.).

· кооперативно-групповая.

· смешанная, когда в одной группе из шести человек участвуют, например, два сильных ученика, два средних и два слабых.

· парнаяработа. Пары постоянного состава. Пары переменного состава.

Индивидуальная форма организации обученияпредполагает учебное общение учителя с учеником один на один. Это самая эффективная форма обучения детей предмету, о чем говорит опыт репетиторства. Индивидуальная работа в современной школе осуществляется на уровне дифференцированного подхода.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...