Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
К организационным формам обучения относятся урок, семинарские занятия, практикумы, учебные экскурсии, домашняя учебная работа, факультативы, предметные кружки, дополнительные занятия и пр. Урок в современной школе является основной организационной формой обучения, остальные – вспомогательными. Вспомогательные организационные формы обучения включают в себя · внеурочные – занятия с классом по предмету вне уроков: консультации, экскурсии, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми, домашняя учебная работа и пр.; · внеклассные – учебные занятия, объединяющие детей разных классов в пределах одной или нескольких параллелей. Они проводятся вне урока и вне класса. Это кружки, факультативы, олимпиады, предметные объединения, вечера и пр.; · внешкольные – объединяющие детей для удовлетворения учебных интересов и развития способностей за пределами школы: в клубах, секциях, творческих объединениях при дворцах культуры, ЖЭКах, институтах и пр. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ С августа 1932 года в соответствии с постановлением "Об учебных программах и режиме работы начальной и средней школы", государственной в нашей стране признана классно-урочная система обучения, а основной организационной формой обучения – урок. Урок представляет собой ограниченный отрезок учебно-воспитательного процесса. Ограничен он временем, пространством, количеством учащихся, их возрастом, изучаемой темой, закономерностями учебной деятельности и т.д. ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРА Единого подхода к структуре урока и его типологии в дидактике нет. Мы рассмотрим три основных, на наш взгляд, подхода к построению урока, разработанных дидактическими школами под руководством И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В.А. Онищука. Структура урока по-Лернеру В основу построения урока И.Я. Лернер положил логику усвоения материала, которую можно представить в виде сменяющих друг друга учебных состояний школьника: воспринял понял запомнил повторил по образцу повторил в новой ситуации, значит, усвоил. В своей целостности эта логика проявляется в комбинированном уроке, структура которого состоит из одиннадцати основных звеньев: 1) организационный момент; 2) проверка домашнего задания; 3) проверка ранее усвоенных знаний и умения для подготовки к новой теме; 4) постановка цели занятия перед учащимися; 5) организация восприятия и осмысления новой информации; 6) первичная проверка понимания; 7) организация способов деятельности по образцу; 8) творческое применение и добывание новых знаний и способов деятельности; 9) обобщение и систематизация полученных знаний и способов деятельности; 10) контроль результатов учебной деятельности, их оценка; 11) домашнее задание к следующему уроку. Представленная последовательность и содержание перечисленных звеньев комбинированного урока жестко не фиксируются. Учителю дается возможность видоизменять его структуру, внося целесообразные коррективы. Типы урокав данном подходе определяется по ведущему звену деятельности на уроке. Если ведущим звеном является усвоение новых знаний, то, в соответствии с этим, тип урока определяется как урок усвоения новых знаний. Если на уроке в основном формируются умения и навыки, то тип урока определяется как урок формирования умений и навыков. В педагогических пособиях основой для определения типа урока чаще выступает основная дидактическая цель, которая, по сути, и определяет основное звено деятельности на уроке. Поэтому противоречия в данных подходах нет. Однако предпочтение мы все-таки отдаем первому, так как основной определяем цель, соответствующую четвертому компоненту социального опыта (см. целеполагание на уроке). Обобщая большинство общепринятых подходов, можно сказать, что в современной школе в основном функционируют шесть типов урока: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок формирования умений и навыков; 3) урок повторения и закрепления полученных ЗУНов (в некоторых подходах отрицают наличие такого типа урока, но перед контрольной работой учитель, как правило, проводит такой урок – значит, он есть); 4) урок обобщения и систематизации полученных знаний и способов деятельности (иногда их рассматривают как два отдельных типа урока); 5) контрольно-проверочный урок В некоторых подходах его именуют урок контроля и коррекции ЗУНов. В некоторых – разделяют на два отдельных типа: урок контроля и урок коррекции ЗУНов (например, выполнение контрольной работы и следующая за ней работа над ошибками); 6) комбинированный урок. Вид урока, который определяется по ведущему методу на уроке (М.И. Махмутов). Так, урок усвоения новых знаний (тип урока) можно провести в виде лекции, конференции, деловой игры, самостоятельной работы и пр. (виды урока); урок формирования умений и навыков – в виде лабораторной или практической работы, семинара, исследования, концерта. В этом случае творческий урок будет фигурировать как вид урока в пределах заданного его типа. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 544. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |