Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ




Педагогическая теория и практика насчитывают более сотни методов обучения, описывающих способы организации тех или иных направлений учебной работы. Такое количество методов необходимо классифицировать, то есть сгруппировать по выбранным признакам. В зависимости от количества признаков, положенных в основу классификации методов обучения, они называются моно-, би-, три-, тетра- и т.д. классификации.

К моноклассификациямможно отнести классификации методов обучения по источнику знаний, по пути усвоения материала, по дидактическим целям, по познавательной активности учащихся, по уровню усвоения материала, по ведущим функциям и тому подобное.

По источнику знаний методы обучения делятся на словесные (источник - слово), наглядные (образ), практические (действие).

По пути усвоения (познания): индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному) и традуктивный (по аналогии).

По дидактическим целям: методы усвоения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления, проверки и контроля знаний, умений и навыков (Н.А. Данилов, Б.П. Иосифа).

По познавательной активности учащихся, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

По уровню усвоения материала, те, что способствуют первичному усвоению (информационно-развивающие и поисковые), и те, что способствуют закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (всевозможные упражнения) (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников).

По ведущим функциям методов обучения (И.П. Подласый) и мн др.

К бикласификациям относится классификация методов обучения по степени активности учителя и самостоятельности учащихся (М. Махмутов). В ней попарно представлены методы преподавания и соответствующие им методы учения

 

Методы преподавания

Методы учения
1 Информационно-сообщающий Исполнительский
2 Объяснительный Репродуктивный
3 Инструктивно-практический Продуктивно-практический
4 Объяснительно-стимулирующий Частично-поисковый
5 Стимулирующий Поисковый

 

К триклассификациям можно отнести классификацию методов обучения по дидактической цели и соответствующими ей деятельностями учителя и учащихся (В. Онищук). В этой классификации выделяют пять основных методов: коммуникативный, познавательный, преобразующий, систематизирующий и контрольный.

· Коммуникативный метод предназначен для передачи и усвоения готовых знаний. Деятельность учителя заключается в изложении материала, а учеников - в его восприятии. Формой реализации этого метода может быть устное изложение, беседа, работа с книгой и тому подобное.

· Познавательный методиспользуется с целью приобретения знаний путем наблюдения, моделирования, демонстрации и т.д., в процессе которых происходит самостоятельное осмысление, анализ, обобщение, систематизация изучаемого материала. Деятельность учителя направлена на организацию познавательной деятельности учащихся и управления ею. Сюда относятся: работа с наглядным оборудованием, демонстрационный эксперимент, наблюдение и т.п.

· Преобразующий методнаправлен на усвоение и творческое применение умений и навыков. Пользуясь им, дети выполняют упражнения, решают проблемные задания, принимают участие в практической и производственной деятельности. Учитель обеспечивает их познавательную активность путем проблемного изложения материала, постановки учебных задач и частичного участия в их решении. Этот метод реализуется путем решения задач, выполнения упражнений, лабораторных и практических работ и тому подобное.

· Систематизирующий метод используется для обобщения и систематизации изученного материала. В ходе его реализации используется обобщающее изложение материала (деятельность учителя), беседа, составление таблиц, графиков, создание моделей (деятельность учащихся). Задача учителя состоит в организации целостного видения исследуемой проблемы.

· Контрольный метод нацелен на выявление качества усвоенных знаний и умений и их коррекцию в случае необходимости. Деятельность учащихся заключается в выполнении контрольных и самостоятельных работ, практических задач, ответов на поставленные вопросы и тому подобное. Учитель при этом должен адекватно оценить процесс и результат учебной деятельности школьников.

К поликласификациям можно отнести классификацию методов обучения, предложенную Ю.К. Бабанским, в которой он попытался на основе целостного подхода совместить максимальное число существующих классификаций.

В своей классификации он выделяет три группы методов обучения в соответствии с теми аспектами, которые они раскрывают.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

Индуктивные, дедуктивные (логический аспект);

Репродуктивные, проблемно-поисковые (аспект мышления);

Методы самостоятельной работы, работы под руководством учителя (управленческий аспект).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

• Методы возбуждения интереса к обучению;

• Методы создания поля интеллектуальной задолженности и ответственности в обучении.

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

• Методы устного контроля;

• Методы письменного контроля;

• Метод лабораторно-практического контроля.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ

Классификация методов обучения по источнику знаний является самой давней, но это не мешает ее использованию и по сей день. В основе этой классификации лежит внешнее проявление метода (можно сказать форма проявления метода) с помощью слова (словесные методы), образа (наглядные методы) и действия (практические методы).

Словесные методы обучения

Несмотря на то, что слово как источник знаний существует в двух разновидностях - устное и письменное, словесные методы целесообразно разделить на две соответствующие подгруппы.

В первую войдут рассказ, объяснение, инструктаж, работа, беседа, дискуссия и др.,

во вторую - конспектирование, составление плана; составление тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, тематического тезауруса, создание формально-логической модели, матрицы идей и тому подобное.

Устное слово как источник знаний и средство педагогического взаимодействия имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. С его помощью налаживается контакт учителя с аудиторией, и передается нужная ей информация.

Речь учителя должно быть выразительной, слова должны перемежаться целесообразными паузами. Учитель должен обладать хорошей дикцией и богатством интонаций, уметь сочетать вербальные средства воздействия на учащихся с невербальными, правильно и убедительно расставлять логические ударения, выбирать оптимальный темпговорения и тому подобное. Его речь должна быть высококультурной и грамотной, а представление материала - впечатляющим душу ребенка, которое заставляет, радуя или огорчая, создавать образы. Кроме этого вещание учителя является образцом речевого развития учащихся. Говоря, учитель не только передает информацию и добивается ее усвоения детьми, но и учит их монологической, диалогической и полилогичного речи.

Все это наилучшим образом сочетается в словесных методах обучения: в основе рассказа, объяснения, лекции, инструктажа лежит монологическая речь,

беседы, конференции, дискуссии - диа(поли)логическая, которыми сам учитель должен владеть в совершенстве.

1. Рассказ представляет собой монологическое изложение учебного материала, что применяется для последовательной, систематизированной, образной, доходчивой подачи определенной информации.

Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Со временем изменяется только его характер, объем, продолжительность и назначение. Если в начальных классах рассказ является основным источником учебной информации, то в средних и старших она может служить средством активизации познавательной деятельности школьников, использоваться в целях эмоциональной разрядки или постановки учебной проблемы и тому подобное.

По характеру изложения рассказы бывают литературно-художественными, описательными, фантастическими, научными и др.

По дидактическим целям: вступительными, предшествующими изложению основного материала, повествовательными, представляющими основной учебный материал, и итоговыми, обобщающими определенный отрезок обучения.

По функциямрассказы бывают учебными, воспитательными и активизирующими.

Рассказ как метод обучения может основываться как на достоверных, научно проверенных фактах, так и на личных наблюдениях рассказчика. Он должен быть логически построен, включать достаточное количество (не более трех) ярких и убедительных примеров, выкладываться доступным языком, включать элементы личной оценки событий и фактов, о которых идет речь, а также личностного отношения учителя к тому, о чем идет речь.

2. Объяснение - это монологическое толкование понятий, законов, правил, существенных свойств изучаемого объекта или явления. Оно требует точных, экономных формулировок, аргументированных доказательств и последовательных рассуждений. Помощь используется чаще всего при обучении предметам естественно-математического цикла, при решении задач, доказательстве теорем, при раскрытии причинно-следственных связей в природных и общественных явлениях. Этот метод широко используется при работе со всеми возрастными категориями школьников, однако преимущество ему отдается в среднем и старшем звеньях обучения, что связано с интеллектуальными возможностями школьников.

Назначение метода требует от учителя:

- безупречной логики изложения,

- четкой формулировки задач,

- последовательного раскрытия связей,

- аргументации и доказательности суждений,

- использования сравнений, сопоставлений, аналогий,

- привлечения ярких примеров, которые запоминаются и тому подобное.

3. Инструктаж как метод обучения нацелен на разъяснение хода предстоящих работ, приемов их выполнения и предупреждения возможных ошибок. Во время инструктажа монологическое изложение в случае необходимости сочетается с показом следующих действий. От объяснения инструктаж отличается своей конкретностью, практичностью и краткостью. В зависимости от времени проведения инструктажа на занятии, он бывает вступительным, проводимым в начале занятия, заключительным - конце, и текущим, что происходит в процессе выполнения работ. Вступительный и заключительный инструктажи, как правило, проводятся фронтально, текущий - индивидуально, для группы школьников и, при необходимости - фронтально (например, если учитель видит, что большинство детей неправильно выполняет какое-то действие).

4. Лекция - это монологический способ изложения объемного целостно блока информации.От других методов лекция отличается широтой охвата материала, системным характером его изложения и длительностью (весь урок или даже удвоенное занятия). Как правило, этот метод применяется в старших классах, что обусловлено характером материала и интеллектуальными возможностями старшеклассников. Лекция читается в соответствии с планом, который подается ученикам на начале занятия, и раскрывается логично построенным и последовательным изложением всех запланированных вопросов. В конце освещения каждого пункта целесообразны обобщающие выводы, что нередко делаются с помощью учеников. Реализация этого метода предусматривает многостороннее рассмотрение, неоднократное повторение основных положений темы, выделение под диктовку под запись главного, проблемных вопросов и вопросов, что требуют дальнейшей самостоятельной работы.

Основным организационным моментом лекции является налаживание контакта с аудиторией, что обеспечивается оптимальным темпом изложения; логичностью, доказательностью и понятностью излагаемого; его сопровождением целесообразной наглядностью (схемы, записи на доске, иллюстрации, видеофрагменты и др.) и своевременным использованием ярких примеров, сравнений, фактов и т.

Лекции бывают вступительными, когда они дают полный тематический тезаурус с основными связями между его компонентами, текущими, раскрывающими наиболее сложные проблемы выбранной темы, по которым ощущается дефицит информации, итоговыми, которые обобщают и систематизируют ранее полученные знания, обзорными, что кратко повторяют изученный курс.

Лекция как метод обучения позволяет организовать достаточно прочное усвоение системной информации в своей целостности. Она экономит учебное время и создает банк информации для дальнейшего использования. Однако активность детей при этом достаточно ограничена. Чаще всего она фиксируется на уровне понимания, реже - запоминания информации. Активизация мыслительной деятельности школьников на лекции происходит с помощью проблемного изложения материала и использования целесообразной наглядности.

Применение лекциикак метода обучения в современной школе позволяет включать детей в осмысленные поиски дополнительной информации, необходимой для решения учебно-познавательных проблем и выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, приближенных к научно-исследовательской деятельности. Это становится возможным благодаря сочетанию лекций с семинарскими и практическими занятиями, на которых подробно разбираются и отрабатываются ключевые положения темы и результаты самостоятельной работы школьников.

5. Беседа - это диалогический метод обучения, использование которого ориентировано на передачу и усвоение учебного материала, что осуществляется с помощью системы тщательно продуманных вопросов и ответов.

Вопрос в учебной беседе должны быть логически связанными друг с другом, ответы на них в своей совокупности раскрывают сущность исследуемого явления, а те и другие - способствуют систематизации знаний и должны соответствовать уровню развития и подготовленности школьников.

Вопросы должны быть лаконичными, содержательными, понятными, такими, которые требуют предшествующей определенной умственной деятельности и обоснованных ответов.

Ответы должны согласовываться с поставленными вопросами, быть короткими, обоснованными и убедительными.

В учебном процессе важно соблюдать определенные правила обучения с помощью вопросов и ответов:

1) Каждый вопрос надо ставить, обращаясь ко всему классу, и только после паузы (когда каждый ученик почувствует, что отвечать будет именно он, то есть, актуализирует в своем сознании имеющиеся по данному вопросу знания) имеет смысл назвать фамилию того, кто будет отвечать.

2) Слабых учеников нужно спрашивать чаще, давая возможность другим исправлять, дополнять и уточнять их ответы.

3) Если никто из учащихся не может ответить на поставленный вопрос, его нужно переформулировать, раздробить на части, поставить вспомогательный вопрос или оставить для самостоятельного обдумывания к следующему занятию.

4) Если последнее невозможно (например, когда верный ответ является существенным звеном на пути к желаемому результату), ответ должен дать сам преподаватель. Но сделать это надо так, чтобы дети смогли проявить свои затруднения в решении проблемы.

Это вступительные, текущие и итоговые беседы, беседы сообщения новых знаний, используемые для закрепления уже существующих знаний и умений, беседы обобщающие, систематизирующие и контрольно-коррекционные.

По характеру познавательной деятельности они могут быть репродуктивными, поисковыми (эвристическими),

по логическиму путем познания - индуктивные, дедуктивные и традуктивные.

Индивидуальные беседы, фронтальные.

Одной из разновидностей учебной беседы является собеседование, что, как правило проводится в старших классах с целью разностороннего и глубокого обсуждения темы (проблемы).

Собеседование бывает индивидуальным и групповым.

6. Учебная дискуссия представляет собой полилогический способ обучения школьников, который реализуется в процессе обсуждения проблемы, имеет несколько вариантов решения (как минимум - два).

Ее участникам предстоит:

- принять одну из позиций,

- аргументировать ее,

- суметь подать слушателям и оппонентам и

- отстоять в учебной споре.

Для проведения учебной дискуссии необходима предварительная подготовка школьников как в содержательном (владение знаниями по проблеме, которая дискутируется), так и в процессуальном (умение их выразить и обосновать свою позицию, выслушать и оценить позиции собеседников, прийти к определенному выводу) планах.

Учебная дискуссия способствует развитию критического мышления и полилогической речи. Она формирует механизмы межличностного общения, обеспечивает условия для самореализации и самоутверждения школьников в учебной деятельности.

Дискуссия обогащает содержание уже известного материала, помогает упорядочить и закрепить его.

Учителю она предоставляет информацию о:

- глубине и прочности знаний,

- наличии определенных умений,

- об особенностях личностного проявления учащихся и

- показывает направление дальнейшей работы с детьми для заполнения выявленных недостатков.

Управляя дискуссионным процессом, учитель должен,:

- демонстрировать ученикам культуру диалога,

- учить их точно излагать свои мысли,

- толерантно относиться к мнению других людей,

- уважительно вносить поправки в их аргументацию,

- ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя при этом на истину в последней инстанции.

Его задача - управляя учебно-познавательными процессами, хранить и уравновешивать диспозицию сторон и формировать культуру межличностного общения школьников.

Преимуществами дискуссии является высокий уровень активности ее участников, реальное формирование высших умений (общаться, критиковать, отстаивать свое мнение и т.д.), перенос акцентов обучения с содержания на технологию взаимодействия сторон. В учебной дискуссии изменяются функции учителя, здесь он скорее выступает регулятором, чем основным источником учебной информации.

Однако проведение дискуссии громоздкое во времени, оно требует предварительной подготовки школьников с заранее указанными вопросами, четкого следования принятым правилам и регламенту, изящного содержательного и процессуального управления. Это требует от учителя высокого уровня владения теми качествами, которые он хочет сформировать в детях.

Элементы дискуссии практикуются в школе второй ступени, но в полном объеме метод используется только в старших классах. Он применяется при преподавании всех предметов.

7. Учебная конференция сочетает в себе монологический, диалогический и полилогический способы обучения.Как правило, она проводится в случае необходимости комплексного рассмотрения особо важных и объемных проблем. Ее подготовка предполагает проведение небольших самостоятельных как теоретических, так и практических исследований, результаты которых будут обобщены и доложены слушателями. Для проведения конференции составляется ее программа, в которой отражается проблема, режим работы, тематика выступлений (докладов), их очередность и выступающие. Темы и содержание минисообщений подбираются таким образом, чтобы исследуемая проблема в их совокупности нашла свое полное и разностороннее освещение.

Для успешного проведения конференции особенно тщательно готовятся те, кто выступает первым и последним. Они должны прекрасно владеть содержанием своего доклада и монологической речью, те же, что находятся между ними, должны учиться этому. После выступлений докладчиков могут поступить вопросы от слушателей, на которые им надо компетентно ответить. В особенно интересных случаях может начаться дискуссия.

Роль учителя в конференции заключается в тщательной ее подготовке, как на содержательном, так и на технологическом уровнях. Во время конференции он выполняет роль ее ведущего и обязательно готовит заключительное слово, в котором обобщается материал, в случае необходимости расставляются акценты, оценивается уровень подготовки и проведения конференции.

В основе реализации словесных методов этого типа лежит свертывание и развертывание информации, что в большой степени способствует не только усвоению, но и развитию мыслительных процессов. Усвоение в этом случае сопровождается работой слуховой, зрительной, моторной, смысловой памяти, а многократность повторения и разнообразие действий с информацией (прочитал или услышал, выделил главное, сократил, записал, посмотрел, повторил и т.п.) приводит к эффективному и действенному ее усвоению.

1. Конспектирование - это короткое систематизированное, иногда схематическое отображение прочитанной или услышанной информации. В процессе конспектирования происходит первичная обработка материала, его разделение на главное и второстепенное, выделяются ключевые слова для понимания темы, используются сокращения, группировки, индексация, делаются определенные отметки и тому подобное. Все это способствует не только быстрой записи понятного материала, но и качественному его усвоению и воспроизводству.

2. Составление плана текста позволяет сохранить логику и последовательность изложения материала, избавившись его деталей.

План может быть простым и сложным.

Для составления простого плана необходимо разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую из них.

При сложном плане надо добавить к этому краткие характеристики каждой части. В процессе обучения важно научить школьников не только строить планы, но и уметь ими пользоваться при выступлении, ответы на уроке, во время дискуссии и тому подобное. Это позволит, не теряя основной логической линии выступления, гибко вести полемику и полно освещать вопросы, не будучи привязанным к тексту.

3. Аннотирование - это короткое существенное изложение текста (книги, статьи, раздела и т.п.). В его основе лежит выделение главных мыслей, сохранения структурных зависимостей между ними, определение адресной принадлежности материала. Как правило, аннотации подаются перед основным текстом публикации. Они характеризуются четкостью, лаконичностью, информационной насыщенностью.

Для оперативного пользования литературным фондом библиотек выдаются специальные аннотированные каталоги по отдельным отраслям знаний, в учебных кабинетах - из публикаций в периодической печати и т.п.

4. Реферирование - это короткое систематизированное представление информации из выбранных источников или отбор информации по определенным проблемам. В результате реферирования литературы по выбранной проблеме при соответствующей ее обработке пишутся рефераты. Если дается краткое описание собственного исследования (например, диссертационного), то пишется работа. Для оперативного сообщения результатов исследований в определенной научной области широкому кругу читателей выдаются специализированные реферативные журналы.

5. Рецензирование - это процесс экспертной оценки проделанной работы, в результате которого пишется рецензия как развернутая мотивированная оценка исследовательской (научной, литературной, публицистической) работы с адресными предложениями и рекомендациями.

6. Цитирование - это дословное представление части текста, что позволяет аргументировать свои выводы мыслями других людей(исследователей данной или смежных отраслей знаний, ученых, политиков, философов, деятелей культуры и т.д.). При цитировании обязательно указывается авторство и делается ссылка на тот источник, откуда взята цитата.

7. Составление тезисов – это краткое изложение основных мыслей доклада, выступления, текста, выдержанное в утвердительной форме. Тезисы намечают основные проблемы, которые будут подробно освещены в докладе, выступлении и др., поэтому не претендуют на полноту раскрытия вопроса.

8. Кроме вышеперечисленных в эту группу методов обучения входят также составление:

справки (сведений о чем-либо, полученных после изучения состояния определенных звеньев деятельности. Справки бывают статистическими, биографическими, терминологическими, географическими и т.д.),

тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по теме),

формально-логической модели (словесно-схематического изображения прочитанного),

матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов или явлений в трудах разных авторов) и др.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В группу наглядных методов обучения входят методы демонстрации, иллюстрации и видеометод. В их основе лежит реализация принципа наглядности в учебном процессе.

Демонстрация и иллюстрация базируются на показе,

- в первом случае, реальных событий (явлений, процессов) в их динамике (это демонстрация опытов, фильмов, моделей одежды и т.д.),

- во втором - статического отображения реальных событий в виде рисунков, схем, диаграмм, графиков и др.

Видеометод, раскрывая сущность исследуемых явлений, позволяет интегрировать преимущества двух предыдущих и организовать учебный процесс наиболее эффективным способом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...