Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержательный модуль 3. Технологические аспекты дидактики




МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Определение. Успех в учебе зависит как от правильного определения его целей, содержания, так и от способа достижения этих целей, то есть, методов обучения.

Метод обучения - это способ взаимодействия учителя и ученика (преподавания и учения) с целью передачи и усвоения социального опыта.

В состав метода обучения входят приемы, действия и операции.

Прием- это основной компонент метода обучения направленный на решение более простой задачи. Например, если методом обучения будет лекция, то эвристическая беседа может выступать ней как прием активизации умственной деятельности учащихся. Однако в других условиях эвристическая беседа может быть самостоятельным методом обучения, который включает в себя проблемные вопросы как приемы обучения, регулирующих движение учащихся от незнания к знанию. В этом проявляется относительность метода и приема в обучении.

Дидактический прием включает в себя действиекак элемент деятельности, цель которого не делится на более простые.

Действия бывают сенсорные, вербальные, умственные, волевые, моторные и др.

Способосуществления действия называется операцией.

Операции, действия и приемы представляют собой строительный материал, используемый учителем для создания и реализации методов обучения.

Методы обучения в своей совокупности выступают как многофункциональная система, обучающая, развивающая, воспитывающая, которая побуждает к деятельности и контролирует усвоение материала в процессе выполнения определенной деятельности.

В связи с этим принято говорить об обучающей, развивающей, воспитательной, побудительной (мотивационной) и контрольно-корректирующей функциях методов обучения.

Пользуясь комплексом разнообразных методов, дети овладевают механизмами учения, познания, общения и творчества, а учитель руководит этим процессом.

Воспитательная функция методов обучения (как способов взаимодействия участников педагогического процесса) реализуется в сотрудничестве этих сторон, что предполагает выполнение каждой из них определенных ролей, требующих ответственного и уважительного отношения друг к другу и к предмету взаимного действия. Это усвоение норм поведения в соответствии с заданной ситуацией, воспитание нравственных отношений между детьми, формирование культуры интеллектуального труда. Это выявление и восполнение недостатков как личностного, так и интеллектуального плана.

· Развивающая функция методов обучения служит формированию механизма приращение, в основе которого лежит выход за пределы известного и достигнутого. Это приращение психических функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.), Что реализуется в процессе сотворчества учителя и учеников, это формирование механизмов творчества, это самостоятельное движение путем познания и учения.

· Побудительная функция методов обучения направлена на развитие интереса детей к изучаемому материалу и процессу его усвоения, формирование положительной мотивации учения, стремление к познанию нового, неизведанного. Все это реализуется в совместной деятельности учителя и учащихся, характеризуется интеллектуальным напряжением, работой на высоком уровне трудности и сопровождается положительными эмоциями.

· Контрольно-корректирующая функция МО обеспечивает определение уровня качества реализации всех предыдущих функций и корректирует, в случае необходимости, действие каждой из них. В настоящее время достаточно обеспечен (как на содержательном, так и на технологическом уровне) контроль за выполнением учебной функции, чего не скажешь о трех следующих. Проблема их разработки еще ждет своих исследователей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...