Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опыт творческой деятельности как компонент содержания обучения
Опыт творческой деятельности (ОТД) и его формирование в учебно-воспитательном процессе. В результате передачи ОТД происходит становление четвертого личностного механизма – механизма творчества, креативности, выхода за пределы. Творчествов данном случае выступает одновременно и в роли качественной характеристики учебно-познавательного процесса (творческое мышление, творческая деятельность и пр.) и в роли способа личностного развития (выполнение творческих заданий с целью развития памяти, внимания, мышления и пр.). Сложность передачи опыта творческой деятельности состоит в том, что ученику нельзя ни объяснить, ни показать, как это "творчески мыслить", а научить этому надо. Путь один – самостоятельное решение проблемных заданий. Проблема в обучении выступает как интеллектуальное затруднение, которое ребенок должен преодолеть сам.Только справившись с задачей, он будет знать, как это делается, и уметь, преодолевая трудности, выходить за пределы известного. Другими словами, проблемное обучение является инструментом для развития творческого мышления. Учитывая то, что существует несколько видов мышления, то, соответственно, и проблемности, его развивающей, должно быть тоже несколько видов. 1.Познавательная проблемность лежит в основе познания мира ребенком. Ученый тоже познает мир, но разница проявляется в уровне познаваемой истины: ребенок познает открытую истину – то, что уже знают другие, а ученый – закрытую – то, чего не знает никто. Механизм познания будет одинаков в обоих случаях. Это: 1) постановка проблемы, умение задать вопрос, увидеть противоречие и направить мыслительную деятельность на его разрешение; 2) формулирование гипотезы как предполагаемого пути решения проблемы. (Гипотез может быть несколько); 3) доказательство или опровержение гипотезы (и то, и другое – продуктивно); 4) проверка правильности логического построения на практике; 5) выводы как обобщенные результаты проведенного исследования. Использование познавательной проблемности в обучении направлено на усвоение механизма и технологии исследовательской деятельности и на развитие теоретического, логического, абстрактного мышления. 2. Оценочная проблемность используется для развития критического,аналитического мышления. Ее название говорит о том, что ребенок должен оценить, то есть, высказать собственное аргументированное мнение относительно избранного явления. Этапы оценочной проблемности: 1) выявление двух сторон одного противоречия, в пределах которого будет осуществляться оценка: "правильно – неправильно", если оценивается ответ; "положительное – отрицательное", если оценивается герой, поступок и пр.; "сходное – различное", если проводится сравнительная оценка двух или нескольких явлений, и т.д.; 2) формирование собственного мнения по данному вопросу; 3) аргументацияэтого мнения, то есть, подбор наиболее убедительных фактов в его защиту; 4) умение отстоять собственное мнение, т.е. выстроить правильную логическую и тактическую линию его защиты, или отказаться от него при наличии обезоруживающей логики, полноты и доказательности другого мнения. 3. Практическая проблемность получила свое название благодаря собственной сути, которая заключается в том, что новых знаний ребенок не получает, а переносит ранее усвоенные знания в новую ситуацию, применяет их на практике. При этом развивается практическое мышление позволяющее использовать весь арсенал имеющихся знаний в любой практической ситуации, оптимально сочетая теорию с практикой. В зависимости от вида проблемной ситуации логика построения и разрешения проблемы каждый раз будет особенной. Поэтому рассматривать этапы практической проблемности в пределах данного вопроса не имеет смысла. Для повышения эффективности проблемного обучения необходимо: · пользоваться всеми типамипроблемности в их совокупности, выделяя ведущую для каждого возрастного периода. Под ведущей понимается: проблемность, с которой дети справляются самостоятельно, без помощи учителя. Для начальной школы в качестве ведущей выступает практическаяпроблемность, для средних классов – оценочная, для старших– познавательная. Выделение ведущей проблемности не исключает, а предполагает работу в ключе других видов проблемности, но на выходе требует, чтобы каждый ребенок умел переносить знания в новую ситуацию, каждый подросток умел адекватно оценивать, а каждый старшеклассник – вести самостоятельный поиск. Перечисленные ступени тесно связаны друг с другом: не усвоив предыдущую, нельзя перейти на последующую. · Учитывая то, что проблемность в обучении используется для развития мышления, она должна применятьсяна каждом уроке, а не раз в неделю, а то и в месяц. В последнем случае это будет проблемность в обучении, как методический прием, а не проблемное обучение как дидактическая целостность. · Практика показывает, что эффективность проблемного обучения намного повышается, если на каждом уроке отводить 5-7 минут для решения комплексной проблемной задачи, позволяющей видеть известные и находить неизвестные связи, пользоваться догадкой. Это позволяет формировать синтетическое мышление на творческом уровне. Именно такое мышление понадобится детям в будущей жизни.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 588. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |