Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержательный модуль 2. Содержательные аспекты дидактики




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

СОСТАВ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения (чемуучить?) характеризует содержательную сторону процесса обучения и, в соответствии с дефиницией последнего, определяется социальным опытом. Основными компонентами социального опыта, подлежащими передаче от поколения к поколению, а значит и содержания обучения, являются

· знания,

· способы деятельности (умения и навыки),

· опыт творческой деятельности,

· опыт эмоционально-ценностных отношений.

 

Знания как компонент социального опыта

1.Знанияэто отражение в нашем сознании объективной реальности в виде фактов, правил, понятий, идей, принципов и пр., данных в определенной системе. Описывая реальные явления или предписания к деятельности, они бывают эмпирическими (факты, правила, требования), и теоретическими – рассматривающими связи между эмпирическими системами и внутри них (идеи,теории, принципы, законы и пр.). Фактические знания, как правило, постоянны, теоретические – изменяются в соответствии с наукой, которую представляют.

Знания усваиваются в процессе мыслительной деятельности путем осознанного восприятия и запоминания информации(понял + запомнил). Если какой-то из этих процессов не реализуется, знаний в конечном итоге ученик не приобретает (понял, но не запомнил – знаний нет, запомнил, но не понял – сдал и забыл).

Знания, подлежащие усвоению, должны быть полными, осознанными, систематичными, действенными.

Полнотазнаний требует, чтобы из логики науки, лежащей в основе учебного предмета, не выпадали звенья, важные для понимания опорных идей, существенных связей; чтобы в общей цепи взаимозависимых знаний не образовывались смысловые пустоты.

Систематичность знаний выступает как их упорядоченность, стройность, соподчиненность. Она требует, чтобы всякое знание вытекало из предшествующего и прокладывало путь последующему.

Осознанность достигается нейтрализацией догматического подхода (усвоение догм без понимания сути вопроса), критической переработкой полученных знаний, стремлением учителя развивать мысль и готовность детей к самостоятельному овладению знаниями и к постоянному интеллектуальному поиску.

Действенность знаний проявляется в умении оперировать ими, мобилизовывать прежние знания для получения новых, а новые – для совершенствования действительности. Это в значительной мере достигается вооружением учащихся методами науки и гармоничным сочетанием теории с практикой.

Для того, чтобы добитьсяэффективного усвоения знаний, необходимо соблюдать ряд условий.

Первымиз них является создание образа. Оно требует такого преподнесения информации, при котором в душе ребенка возникал бы образ как единение интеллекта и чувств. В связи с этим, давая определенную информацию для запоминания, целесообразно предложить представить то, о чем идет речь. Эксперименты показывают, что в таком случае материал усваивается практически с первого предъявления, и значительно облегчаются логические операции с ним.

Формированию механизма создания образов способствует

· использование ярких примеров в подтверждение изучаемому материалу. Особенно запоминаются детям примеры из личного опыта учителя. Им больше верят, так как помимо содержательной ценности они дают возможность узнать человека;

· создание условий для образотворческой деятельности в обучении (постановка задач, наличие необходимого времени для их решения, стимулирование этого процесса и пр.);

· чтение детьми высокохудожественных литературных произведений;

· просмотр качественной видеопродукции;

· .привлечение школьников к литературно-художественному творчеству и пр.

Вторым условием эффективного усвоения знаний является умение перевести образ в сигнал. Сам сигнал информации не несет, ее несет образ, в нем закодированный, а усвоенный сигнал является своеобразным ключом к нужной информации в памяти ученика.

Этот подход положен в основу использования в обучении опорных конспектов.

Третье условие – систематизация изучаемого материала. Информацию надо давать не простым конгломератом для запоминания, а в определенной системе, выделив основное, и наведя логические "мостики-связи" между его частями, чтобы каждая деталь созданной системы могла "вытянуть" все остальные компоненты изучаемой целостности.

Четвертое условие касается технологии запоминания основного, нарушение которой изначально обрекает учебный процесс на нулевой результат. Она проста и заключается в многократном повторении ключевых моментов содержания обучения.

Психологи говорят, что для усвоения материала на уроке достаточночетырех-пятиего повторов, учителя-новаторы доказывают, что увеличение числа повторов до пятнадцати-двадцати приводит к значительному улучшению качества усвоения, и находят для этого время и возможности в пределах существующей системы обучения.

Задача учителя – создать такие условия в обучении, при которых каждый ученик имел бы реальную возможность и желание усвоить предлагаемый материал наилучшим образом, чтобы из пассивного слушателя он превратился в соавтора, оценщика и оппонента одновременно. Такую работу с должным чувством юмора В.Шаталов назвал "принципомсоленого огурца", смысл которого определил так: "Если огурец попадает в рассол, то хочет он того или нет, – становится соленым. Так и ученик, попадая в грамотно организованную педагогическую систему, обязательно усваивает предлагаемый материал, независимо от желания или нежелания делать это". Действенность этого принципа доказана опытом работы педагога-новатора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...