Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ




        Понятие «обучение» является центральной категорией дидактики, так как описывает объект ее исследования.

 

ОБУЧЕНИЕ – это процесс взаимодействия преподавания и учения(учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта

 

Его двойственность заключается в единстве

· преподавания и учения, где преподавание выступает как управление учением;

· содержательной и процессуальной сторон (чему и как учить);

· обучения и воспитания в каждом элементе учебного процесса.

Методологической основой обучения являются

· философия познания (гносеология);

· теория управления;

· психологическое учение о высшей нервной деятельности и психических функциях человека.

Гносеология рассматривает познаниекак вечное и бесконечное приближение к истине, происходящее путем возникновения и разрешения противоречий. Это указывает на движущие силы познания, которые материализуются в обучении в виде внешних и внутренних противоречий.

Внешние противоречия разворачиваются как противоречия избранной системы с окружающим миром. В качестве такой системы может выступать сам процесс обучения, его компоненты и участники. Например, противоречия между:

· потребностями общества и возможностями школы, учителя, ученика;

· требованиями учебных программ и возможностями ученика;

· познавательными потребностями школьника и возможностями окружения их удовлетворить и др.

Внутренние противоречия характеризуют движение к истине внутри избранной системы. Если в качестве таковой выступает ученик, то это могут быть противоречия между:

· знанием и незнанием;

· знанием и умением его применить;

· потребностью в знаниях и опытом познавательной деятельности;

· мотивами учебной деятельности и ее результатами и пр.

Разделение противоречий на внешние и внутренние носит относительный характер. Их относительность определяется уровнем системы, лежащей в основе. Так, противоречие между преподаванием и учением относительно ученика будет внешним, а относительно учебного процесса – внутренним.

Кроме того, диалектика дает обучению индуктивный и дедуктивный пути познания.

Практика обучения дополняет перечень путей познания традуктивным, который заключается в организации деятельности по аналогии.

Основной алгоритм познания, представленный известной формулой «от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике …», реализуется в обучении в виде следующих компонентов:

1) восприятие действительности органами чувств;

2) переведение полученных образов посредством мышления в абстракции (слова, схемы, понятия и пр.);

3) применение полученных знаний на практике.

Стоит отметить, что практике в философии познания отводится особое место. Она выступает не только как результативный этап познания, но и как критерий истины. В обучении это подчеркивает неразрывную связь теории с практикой и направленность теоретических изысканий на совершенствование практики обучения.

    Термин «познание» в дидактике бифункционален. Он используется для определения познания в науке и познания в обучении. Сравнительный анализ показывает, что это не одно и то же.

 

В науке ПОЗНАНИЕ В обучении
Ученый Субъект Ученик
Явления, процессы реального мира Объект Знания о них, как обобщенный опыт человечества
Овладение закрытой истиной Результат Овладение открытой истиной
Зависит от первого лица – исследователя и условий, в которых он творит Эффективность Во многом зависит от второго лица – учителя
Объективной необходимостью Обусловлены Дидактическими задачами
Сложнее Технология Проще, экономнее.

 

    Рассмотренная выше категория познания лежит в основе учения – деятельности ученика. Она определяет, как подрастающий человек познает мир.

    В основе же преподавания, как управления учением, лежит теория управления. Управление любым процессом предполагает поэтапность и цикличность управленческих действий, соответствующих его функциям. В процессе обучения это реализуется в виде следующих этапов:

1) изучение дидактического явления, его анализ, выявление недостатков, требующих восполнения;

2) планирование развития изучаемого явления на содержательном и технологическом уровнях;

3) осуществление запланированного;

4) контроль за ходом и результатами процесса, определение его эффективности;

5) коррекция процесса для получения более значимых результатов;

6) далее – циклический повтор.

Это можно выразить следующей формулой:

 

   

 

    Психологическое учение о высшей нервной деятельности и психических функциях человека касается одновременно и преподавания и учения, так как в зависимости от характеристик и показателей развития психики ученика (мышления, памяти, внимания, восприятия и пр.) учитель планирует и реализует обучающую деятельность, а ребенок усваивает определенную часть социального опыта.

 

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

Вид обучения определяется как организация деятельности учителя и учащихся в пределах заданной системы их взаимодействия. В современной школе применяются четыре вида обучения:

· объяснительно-иллюстративное,

· проблемное,

· программированное,

· компьютеризированное.

1. Объяснительно-иллюстративное обучение.Объяснение в сочетании с наглядностью – определяющие методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – главное требование к результату обучения и основной критерий его эффективности.

    Такое обучение называют еще традиционным, не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший актуальности и в современной школе, так как в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

    Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществперед другими его видами. Оно:

· экономно во времени и энергетических затратах участников педагогического процесса,

· облегчает восприятие и понимание сложной информации,

· обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом.

К недостаткамобъяснительно-иллюстративного обучения можно отнести:

· преподнесение ученикам "готовых" знаний,

· освобождение от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении,

· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации обучения,

· возможность перегрузки памяти при увеличении объема учебной работы.

2. Проблемное обучениепостроено на самостоятельном добывании знаний в процессе решения учебных проблем за счет развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения включает в себя последовательно реализуемые этапы:

1.Создание проблемной ситуации как интеллектуального затруднения. Учебная проблема, отражающая проблемную ситуацию, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся;

2.Ревизия имеющихся знаний, выявление их недостаточности для решения поставленной проблемы;

3.Приобретение недостающих для решения проблемы знаний, озарение;

4.Решение проблемы;

5.Верификация (проверка) полученных результатов;

6.Выводы, как систематизация и обобщение полученных знаний и умений их добывать.

Достоинствами проблемного обучения являются:

· самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

· интерес к процессу учебного труда,

· прочные и действенные результаты обучения.

К недостаткам следует отнести

· слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся,

· большие затраты времени на достижение поставленных целей.

Данный вид обучения направлен больше на усвоение процесса, чем на получение новых знаний.

3. Программированное обучение.В его основе лежитсистема последовательных действий (операций), выполнение которых ведет обучаемого к заранее запланированному результату. Этот вид обучения позволяет контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и оказывать ему своевременную помощь, избавляя от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

Каждый учащийся в программированном обучении работает самостоятельно в посильном для него темпе. Педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях.

Программированное обучение бывает машинным, когда программа подается через компьютер, и безмашинным, когда ученики пользуются специально созданными программированными учебниками и учебными пособиями

4. Компьютеризированное обучение.В условиях бурного роста и совершенствования ЭВМ логическим продолжением программированного обучения явилось компьютеризированное. Наиболее эффективно компьютеризированное обучение используется в трех направлениях:

· для повышения успеваемости по отдельным предметам, ориентированное на конечный результат процесса;

· для развития когнитивных способностей: решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть навыками работы с информацией и пр.

· для автоматизированного тестового контроля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 568.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...