Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восьмая группа принципов педагогического процесса




Принципы самодеятельности, творческой активности и саморазвития,входящие в эту группу,являются двигателем педагогического процесса, так как в их основе лежит движение вперед, выход за пределы уже известного и достигнутого.

1. Принцип самодеятельностибазируется на деятельностном подходе к обучению и воспитанию.

Содержательной целью учебно-воспитательного процесса является передача социального опыта и формирование личности.

Технологическая цель заключается в подготовке школьников к самообразованию. Обучая и воспитывая, школа дает толчок к движению вперед, а за ее пределами человек идет по жизни сам. Значит, этому его и надо учить. Данный принцип говорит о том, что педагогический процесс должен базироваться на самодеятельностидетей, в основе которой лежат механизмы учения, познания и общения.

2. Принцип творческой активности говорит о необходимости формирования четвертого механизма – механизма выхода за пределы, механизма творчества. Нужно научить творчеству.

Есть два пути создания нового – это путь приращения (эволюционный) и путь отрицания (революционный). В школе на материале учебных предметов надо учить и тому, и другому. Это требует стимулирования нестандартности, оригинальности, непохожести детей, их мышления, результатов их творчества.

3.Принцип саморазвития.Рассмотрение педагогического процесса как взаимодействия живых саморазвивающихся систем, указывает на приоритетное значение этого принципа и его целевую направленность. Совершенствуя все вокруг, человек, в конце концов, должен усовершенствовать себя, то есть, перейти на уровень саморазвития. Механизм познания мира, обратясь вовнутрь, должен превратиться в самопознание, оценивания других – в адекватную самооценку, результатом которой должна стать самокоррекция личности как восполнение выявленных недостатков с последующим саморазвитием прогрессирующих сторон.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Целькак идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью.

Цель объективнапо своему происхождению, так как порождается обстоятельствами реальной жизни, и субъективна одновременно, так как создается сознанием субъекта.

Вне цели нет педагогического процесса.

Это говорит о том, что цель педагогического процесса является ключевым понятием педагогики, а ее определение – центральным моментом создания педагогической теории, концепции, системы.

· Первый из них рассматривает цель педагогического процесса как направление развития(куда идти?),

· второй– как прогнозируемый результат (чего достичь?).

1. Цель как направление развития.Анализ изначального тезиса указывает на принципиальную недостижимость такой цели: развитие бесконечно, значит, конечная цель недостижима. Как горизонт. А педагогическая деятельность в таком случае превращается в погоню за ним. Как правило, такая цель идеальна, абстрактна, многозначна и не претендует на достижение конкретного результата.

Я бегу, желанием гоним. Горизонт отходит. Я за ним.

Как преступник среди бела дня, Горизонт уходит от меня!

Это цель всеобщая, она касается философских систем, которые могут ограничиться декларацией (Что надо обществу, человеку? Что хотелось бы получить?) без технологического обеспечения заявки (Как это сделать? По каким критериям оценить достигнутое?).

Цель же ПП должна конкретизировать всеобщую цель в реальных условиях современной школы и педагогики. Поэтому она должна быть конкретной, реальной и достижимой. Именно эти параметры характеризуют Цель как прогнозируемый результат.

Не разграничивая философский и педагогический планы целеполагания, принимая философские цели за педагогические, школа и педагогика рискуют остаться «без руля и ветрил».

Всестороннее и гармоническое развитие личности, пришедшая в педагогику из философских систем древности:

· идеальна, так как в ее основе лежит обобщенный общественный идеал;

· абстрактна– никто и никогда не видел эту конкретную всестороннюю и гармонически развитую личность;

· многозначна, так как каждое общество, группа или режим вкладывают в нее собственный смысл.

Все это говорит о том, что данная цель является философской, а не педагогической. Чтобы эта цель стала целью ПП, необходимо уточнить:

1) какой смысл вкладывается в понятие личность;

2) в чем проявляется ее всесторонность (какие стороны она в себя включает?);

3) в чем проявляется еегармоничность(каково сочетание этих сторон?).

Только после этого можно наметить пути развития личности и реализовать этот процесс.

    Ответы на поставленные вопросы показывают педагогическую неопределенность указанной цели, так как в различных подходах даются различные перечни основных сторон личности.

    Вторая характеристика – гармоничность развитияпоказывает, как избранные стороны взаимодействуют друг с другом, в чем проявляется гармония их сочетания, имеет ли право каждая из них опережать другие в своем развитии.

Цель как прогнозируемый результат.

Она конкретна, реальна и достижима, достаточно обобщена.

Главное здесь – не довести целеполагание до пошагового примитивизма, не отождествить цель и полученный результат (как произошло в каламбуре Печкина: цель Колумба – открыть Америку, цель Пржевальского – найти лошадь Пржевальского, цель Магеллана – доказать, что земля – глобус).

    Относительность цели педагогического процесса предполагает иерархическую зависимость между конкретными целями разного уровня. Цель более низкого порядка по отношению к цели более высокого порядка выступает в качестве задачи, то есть,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 434.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...