Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задача – это более частная цель или цель в обозначенных условиях




Цель и задача не противоречат друг другу. Задачавыступает как часть цели, а часть не может противоречить целому, не разрушая саму систему.

Относительность цели и задачи говорит о том, что один и тот же тезис в зависимости от уровня его рассмотрения может выступать как в роли цели, так и в роли задачи. Например, цель обучения – передача социального опыта. Задачи обучения, исходя из компонентов социального опыта:

1) передача и усвоение знаний;

2) формирование умений и навыков;

3) формирование опыта творческой деятельности;

4) формирование опыта эмоционально-ценностных отношений.

Таким образом, происходит разветвление каждой цели, в результате чего выстраивается так называемое дерево целей педагогического процесса.

Определение цели педагогического процесса представляет собой ключевое звено педагогического целеполагания,которое состоит из двух процессов – целеформулирования и целереализации, как единства теоретической и практической сторон педагогического процесса. Вторая часть этого единства – целереализация – является специфической для педагогического процесса и существенной при разделении целей философских и педагогических. В философии целеполагание ограничивается целеформулированием, а в педагогике оно обязательно требует и целереализации.

 

Цель педагогического процесса заключается в формировании личности, готовой к самореализации в основных сферах жизнедеятельности(семья, работа, общество, досуг), в изменяющихся социально-экономических условиях, на основе заботы о здоровье(физическом и психическом), нравственности и развитии способностей ребенка

 

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

1. Дать каждому школьнику уровень образованности, соответствующий ступени обучения.

2. Обеспечить индивидуальное развитие, стимулировать творческую активность, получение опыта личных достижений, наиболее полную самореализацию в различных видах деятельности.

3. Сформировать систему нравственных ценностей, направленных на достижение личного благополучия в тесной взаимосвязи с благополучием других и общества в целом.

4. Обеспечить всемерную заботу о здоровье ребенка, его социальную защищенность

Постановка целей и задач указанным выше образом учитывает именно интересы ребенка, что и повлекло за собой выбор данного варианта целеполагания.

Педагогический процесс можно рассматривать как учебно-воспитательный. Тогда имеет смысл в дополнение к сказанному выше определить цели и задачи обучения и воспитания.

Цели и задачи обучения:

1. Передача и усвоение социального опыта;

1.1. передача и усвоение знаний;       

1.2. формирование умений и навыков;

1.3. формирование опыта творческой деятельности;

1.4. формирование опыта эмоционально-ценностных отношений.

Формирование механизмов

2.1. учения;

2.2. познания мира и себя в мире;

2.3. общения;

2.4. творчества (выхода за пределы известного).

Формирование мировоззрения

3.1. усвоение совокупности знаний о мире

3.2. формирование отношения к этим знаниям

Цели и задачи воспитания:

1. Формирование личности;

1.1. формирование совокупности отношений

1.1.1. к себе;

1.1.2. к людям;

1.1.3. к деятельности;

1.1.4. к ценностям;

1.1.5. к природе

1.1.6. и пр.

1.2.формирование личностных качеств

2. Социализация личности;

2.1. самореализация в основных сферах жизнедеятельности

2.1.1. в семье;

2.1.2. на работе;

2.1.3. в досуговой деятельности;

2.1.4. в обществе

2.2.  формирование социальных ролей;

2.3.  создание социальных связей;

2.4. создание условий для социальных контактов.

Удовлетворение личностных потребностей ребенка

3.1. интеллектуальных;

3.2. нравственных;

3.3. эстетических;

3.4.  физических;

3.5. трудовых;

3.6. и пр.

Восполнение выявленных недостатков

Тема 3. Обучение в целостном педагогическом процессе

ДИДАКТИКА КАКПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

        Исторически сложилось так, что наряду с термином "педагогика" долгое время в том же значении использовался термин "дидактика". В научный обиход его впервые ввел немецкий педагог В. Ратке (1571 – 1635), назвав курс своих лекций "Краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия". В этом же значении пользовался данным понятием и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 году знаменитый труд "Великая дидактика".

    Всеобщее искусство всех учить всему.

Чаще всего дидактику определяют как теорию образования и обучения, а обучение как путь образования. В процессе обучения происходит образование, воспитание и развитие.

        

Дидактика является частью педагогической теории, изучающей обучение на наиболее общем, теоретическом уровне.

 

    Обучение в дидактике выступает объектом изучения и объектом конструирования.В соответствии с этим дидактика, получая новые знания о педагогических явлениях, их сущности и закономерностях, выполняет научно-теоретическую функцию, а переходя от изучения дидактического явления к конструированию нового или усовершенствованию и преобразованию уже известного, - конструктивно-техническую.

    Объектом дидактики является процесс обучения как передача социального опыта от одного поколения к другому. Дидактика как педагогическая теория обучения должна ответить на вопрос чему учить, что передавать от поколения к поколению(содержательная сторона обучения), икак это делать (процессуальная).

Если же рассмотреть отношения, реализующиеся в обучении, с педагогической точки зрения (с позиции целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта), то главным и специфическим окажется отношение между преподаванием (передачей социального опыта) и учением (его усвоением).

Учебный материал при этом выступает как основное средство взаимодействия учителя и ученика, преподавания и учения.

Поэтомупредметом дидактики является связь преподавания(деятельности учителя) и учения (деятельности учащихся).

    Характерной чертой современной дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием.Обучаясь, ученик не только усваивает знания и умения, но и формирует собственное отношение к ним, к учебному процессу, к совместной познавательной и коммуникативной деятельности, к изучаемому предмету, к школе, к учителю и т.д., то есть, воспитывается.

    Дидактика, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат, состоящий из основных понятий науки. Она оперирует

· специфическими понятиями, присущими вначале ей, а затем уже другим дисциплинам: преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, метод обучения, учитель, ученик, урок и т.д.;

· философскими категориями: сущность, явление, противоречие, движущая сила, причина, следствие и т.д.;

· общепедагогическими: педагогика, воспитание, педагогический процесс, педагогическая действительностьи пр.;

· понятиями, заимствованными у смежных наук: мышление, развитие, усвоение, запоминание и пр., пришедшими в дидактику из психологии, система, обратная связь, алгоритм – из кибернетики и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...