Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Седьмая группа принципов педагогического процесса




1. Принцип научностиговорит о том, что ПП должен осуществляться в соответствии с научно обоснованными требованиями к его составным частям, участникам и к их взаимодействию.

В основе педагогической деятельности лежит

· знание и использование наук о человеке (педагогики, психологии, физиологии и пр.),

· владение информацией о новейших достижениях в области человекознания (валеология, экология, биоэнергетика и пр.),

· использование новых открытий в науке, лежащей в основе преподаваемого предмета.

Готовясь к практической педагогической деятельности, студентам необходимо формировать в себе не только механизмы передачи уже известного, но и учиться выходить за его пределы, создавая новое.

Принцип научности представляет собой четкое выполнение научно обоснованных требований к процессу передачи и усвоения социального опыта. Это: доступность, систематичность и последовательность, наглядность, прочность усвоения, контроль и учет результатов УВП. Раскрытие каждого из этих требований может рассматриваться как отдельный принцип педагогического процесса.

2. Принцип систематичности и последовательности нацелен на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон педагогического процесса. Каждое педагогическое явление (урок, воспитательное мероприятие и пр.) представляет собой логическое продолжение предыдущего и является смысловой основой последующего.

3. Принцип доступности требует:

· учета качества и уровня подготовленности детей к обучению и соответствующей этому организации учебно-воспитательного процесса, исключающей физическую, интеллектуальную и моральную перегрузкудетей; предполагающей соответствующий отбор материала и организацию преподавания, позволяющей работать в зонах актуального действия и ближайшего развития ребенка (по-Выготскому);

· соответствующей предъявлению материала в наиболее удобной для усвоения форме, его структурирование, выделение главного, постановка акцентов в обучении, снятие напряжения, проистекающего от нарушения взаимодействия между участниками педагогического процесса и пр.;

· переход в обучении от близкого к далекому, от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному и наоборот.

4. Принцип наглядности Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики», показывая этим его исключительную значимость для педагогического процесса. Этот принцип указывает на необходимость целесообразного привлечения всех органов чувств к восприятию и переработке информации. Этому соответствует также эмпирически выведенное правило усвоения: человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и 90% того, что делает сам.

Самостоятельная деятельность представляет собой совокупный процесс и результат усвоения. Поэтому в ходе обучения дети должны не только слушать учителя, но и наблюдать, измерять, проводить опыты и т.д.

    В педагогическом процессе этот принцип реализуется путем

· применения различных видов наглядности: внутренней (образы, создаваемые в душе ребенка), внешней, которая подразделяется на естественную (реальные предметы), экспериментальную (опыты, пробы, эксперименты), объемную (муляжи, макеты), изобразительную (рисунки, картины, фотоматериалы), символическую (карты, графики, формулы и т.д.), звуковую и пр.;

· использования наглядных методов обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод);

· соблюдения условий эффективного усвоения знаний (создание образа, переведения образа в сигнал и пр.).

· и т.д.

5. Принцип обратной связи, учета и контроля в ПП. Контроль может быть как устным, так и письменным, как индивидуальным, групповым, так и фронтальным, как прямым, так и косвенным. Механизм его осуществления заключается в умении задавать разноуровневые вопросы по ходу занятия (репродуктивные, проблемные, обобщающие, выделяющие основное и пр.), в проведении опроса, контрольных и самостоятельных работ, учебно-проверочного тестирования, зачетов, собеседований и пр.

Особенно важно пользоваться оперативным контролем, который сразу же показывает, кто усвоил материал, а кто – нет. Таким универсальным индикатором являются детские глаза, в которых одновременно отражается вся плеяда мыслей и чувств ребенка. Учителю надо уметь держать детский взгляд, стать для него центром внимания, а не обозрения, добиться того, чтобы каждый урок превратился в роскошь человеческого общения, общения «глаза-в-глаза». Это сложно и требует прекрасного владения предметом, временем и законами общения.

Основным правилом работы в соответствии с принципом обратной связи является общеизвестная фраза «доверяй, но проверяй». Постоянный и разнообразный контроль является действенным средством повышения эффективности педагогического процесса.

6. Принцип амбивалентности(Амбивалентность – механизм интеграции исключающих друг друга сторон, их взаимного изменения, взаимодополнения, взаимопроникновения, перехода между противоположными полюсами) ПП основывается на чувстве меры во взаимоотношении двух сторон, в поиске «золотой середины» между свободой и принуждением, добротой и строгостью, заданностью и творчеством, активностью и сдержанностью. Еще в 50-е годы академик П.В.Холмогорцев считал педагогику наукой меры: меры любви и суровости, поощрения и наказания, слова и дела.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 507.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...