Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пятая группа принципов педагогического процесса
Принцип системности говорит о том, что в педагогическом процессе, как и в природе нет абсолютно изолированных явлений, они все взаимосвязаны и взаимозависимы, то есть, представлены в виде систем.
Система – это относительно самостоятельное образование в общей целостности явлений, содержащее в себе ключевые понятия (явления, процессы и пр.) и взаимодействиемежду ними.
Интенсивное изучение различных систем в ХХ веке привело к открытию системного подхода, который в настоящее время считается одним из самых продуктивных в науке. Одним из вариантов выражения его смысла является универсальная формула системного подхода:
Системы более низкого порядка по отношению к исследуемой принято называть подсистемами. Если рассматривать школу как систему, то она будет включать в себя три взаимодействующие подсистемы: дидактическую, воспитательную и управленческую. Педагогические системы – наиболее сложные, целенаправленные и самоорганизующиеся системы. Это живые системы, в основе которых лежат субъект-субъектные связи, а цель является внутренним атрибутом системы, в отличие от неживых, где цель задается извне. Жизнеспособность педагогических систем обеспечивается их целостностью, динамичностью и открытостью. Педагогическая система должна быть целостна, ибо при выпадении одного из ее звеньев разрушается вся система. Как бы последователи ни уважали предшественников, они создают уже свои педагогические системы, где, несмотря на внешнюю одинаковость цели, результаты будут другими. Динамичность педагогических систем говорит об их постоянном изменении, движении, развитии. Остановка в развитии разрушает созданные ранее связи. Открытость педагогических систем для влияний извне и вовне требует обязательного взаимодействия с другими системами, которое способствует обоюдному развитию и совершенствованию. Обособление превращает педагогическую систему в секту, которая, противопоставляя себя всем, в конце концов, погибает сама (эффект пауков в банке). 1. Принцип целенаправленности говорит о том, что вне цели педагогический процесс не существует. Его цель выступает в качестве системообразующей величины. По своей сути педагогический процесс представляет собой осмысленное движение от цели к результату. То есть, педагогический процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия … Осуществляя его, учитель всегда должен знать, ради чего он действует и что хочет получить в результате своего воздействия. Иначе его деятельность лишается педагогического смысла. 2. Принцип результативности говорит о том, что безрезультатного педагогического действия не бывает. Результат может не устраивать педагога, но он обязательно есть. Это особо важно в силу того, что педагогические ошибки нельзя исправить, так как нельзя возвратить живую систему в прежнее состояние. Их можно только учесть, из них можно вынести соответствующие уроки на будущее. 3.Если принципы целенаправленности и результативности педагогического процесса рассматривали движение педагогических систем от цели к результату (прямое) [ ], то принцип эффективностиуказывает на соотношение результата с целью (обратное) [ ], определяет своеобразный коэффициент полезного действия ПП. Так, например, произошло при группировании детей в обучении из-за недостатка учебного материала и лабораторного оборудования. Цель заключалась в обеспечении каждого ребенка необходимым материалом для выполнения учебного задания, а результат превзошел всякие ожидания. Дети, объединившись для выполнения общей задачи, начали помогать друг другу, сопереживать неудачам и достижениям, подтягивать отстающих, что на практике вылилось в существенное повышение качества обучения и воспитания, а в теории дало групповую форму обучения. 4. Принцип оптимального сочетания содержания, методов и форм ПП. Если оптимальность этого сочетания не будет соблюдена, то полученный результат будет далек от ожидаемого, а эффективность педагогического процесса – гораздо более низкой, чем могла бы быть. Правила ПП 1.Всегда знай, чего ты хочешь от данного ученика в данный момент, ради чего действуешь. Не допускай бессмысленных действий. 2.Помни, что безрезультатного действия не бывает. 3.Умей отследить результат своего прикосновения к ученику, средства для достижения поставленной цели. Не пали из пушки по воробьям. 4.Анализируй весь процесс в целом, во взаимосвязи всех его частей. Находи причины и следствия. 5.Умей прогнозировать результат и конструировать процесс его достижения. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 595. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |