Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Третья группа принципов педагогического процесса




Принцип культуросообразностив педагогику был впервые введен А. Дистервегом. Он писал: «Во всяком воспитании должны приниматься во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия, дух времени, в котором мы живем, национальность нашего народа, одним словом, культура всей современности и непосредственного нашего окружения» (Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М.,1981.-с.403).

Кроме него в эту группу входят еще принципы народности и интеркультурности.

Принцип культуросообразности указывает на необходимость вести педагогический процесс в соответствии с культурой того общества, страны, производства, направлений деятельности, к которым причастен человек.

В педагогическом процессе в качестве распредмеченной культуры выступает социальный опыт, передача и усвоение которого является квинтэссенцией связи поколений.

Культуросообразное обучение и воспитание представляют собой сохранение и умножение культурных (как материальных, так и духовных) ценностей народа. Оно включает в себя совокупность:

· культурологических знаний,

· умений и навыков репродуцировать социокультурный пласт существования,

·  владение способами приращения культурных ценностей и

· опыт эмоционально-ценностных отношений к культуре и ее составляющим.

Принцип гуманизации - цель - удовлетворение потребностей детей.

Результат - формирование культуры личности и общества (нравственной, эстетической, интеллектуальной, физической, трудовой, экологической и пр.) как интегративного человеческого образования.

1. Принцип народности как выражение культуры народа в педагогическом процессе предполагает единство общечеловеческого и национального. Он включает в себя

· национальную направленность педагогического процесса,

· формирование национального самосознания и менталитета,

· воспитание патриотических чувств к родной земле и народу,

· привитие уважительного отношения к культуре, национальному наследию, народным обычаям, национально-этнической обрядности всех народов, живущих в России.

Принцип народности указывает на органическую связь педагогического процесса с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами.

В педагогическом процессе важно:

· обеспечить гармоническое сочетание национальныхкультур, не допуская развития одной за счет других,

· сформировать культуру межнационального общения,

· воспитать уважительное отношение к культурным традициям и ценностям других народов.

2. Принцип интеркультурности педагогического процесса указывает на интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей, в общечеловеческую культуру.

Реализация этого принципа требует обеспечения условий для формирования личности:

· открытой для всех культур,

· не противопоставляющей свою национальную культуру сокровищнице мировых ценностей,

· способной вести взаимное культурное обогащение, как на личностном, так и на государственном уровнях.

Этому способствуют разносторонние культурные связи между странами, регионами, городами и построенная соответствующим образом система воспитательной работы школы.

 

Правила

1.  «Чужого навчайтесь і свого не цурайтесь» (Т. Шевченко).

2. Чувствуй себя маленькой, но значимой частицей большого целого.

3. Помни, что отрицание чужой культуры – это признак собственного бескультурья.

4. Лелея чувство собственного национального достоинства, уважай национальное достоинство других.

5. Не противопоставляй себя и свою культуру всему миру.

Четвертая группа принципов педагогического процесса

Принцип комплексности педагогического процесса вытекает из закона его целостности. Он рассматривает сущностную целостность человека как центральной фигуры педагогического процесса, находящуюся в состоянии бесконечного изменения и развития, проявляющуюся в единстве:

· биологического, психического и социального,

· интеллектуального, эстетического, нравственного и физического,

· материального и духовного,

· и т.д.

Данный принцип указывает на взаимосвязь человека с комплексом внешних влияний. К ним относятся микро-, мезо- и макрофакторы.

· Микрофакторыэто ближайшее окружение, с которым непосредственно взаимодействует ребенок. Это семья, школа, дружеская компания и пр.

· Мезофакторы воздействуют на человека в результате смешанного общения (как непосредственного, так и опосредованного). Это город, регион, страна и т.д.

· С макрофакторамивозможно лишь опосредованное общение. Это другие страны, континенты, планета, Вселенная.

Кроме этого принцип комплексности указывает наединство форм, средств и методов педагогического воздействия сразу на все стороны ПП и его участников, а также на единство и комплексность педагогических влияний: вербальных и невербальных, традиционных и нетрадиционных, кратковременных и долгосрочных.

2. Принцип единства обучения, воспитания и развития говорит о неразрывной связи и сосуществовании этих категорий. Он базируется на следующих тезисах:

· Обучение и воспитание являются двумя сторонами одного процесса и не существуют друг без друга. Недооценка одной из них, как правило, приводит к разрушению всего процесса.

· Результатом обучения и воспитания является развитие ребенка. Развивается его мышление, память внимание, изменяется его сознание и поведение, формируются новые умения.

· Во взаимодействии обучения и воспитания с развитием реализуется функция управления последним. То есть, педагогическое воздействие (УВП) должно идти на шаг впереди развития. С.В. Выготский расстояние такого опережения назвал зоной ближайшего развития.

3. Принцип всестороннего и гармонического развития личностидолгое время фигурировал в педагогике как основная цель педагогического процесса.

Всестороннее развитие указывает на необходимость развития всех сторон личности.

Гармоническое развитие этих сторон показывает, как они сочетаются в развитии человеческой личности.

Имеет ли право какая-то из них идти впереди остальных? Думается, да, - духовная, то, чем человек выделился из природы, то, что должно его вести по жизни: не инстинкты, как у остальных животных, а разум, красота и нравственность.

Идея всестороннего развития говорит о необходимости одновременного развития перечисленных качеств, а гармония их сочетания заключается в опережающем развитии нравственной составляющей, когда через призму нравственности воспринимаются и знания, и красота.

Об этом говорит исторический опыт ответственности ученых за результаты применения своих открытий и нравственная окрашенность целого ряда эстетических моментов. Например, перчатки и абажуры из человеческой кожи, выставленные в Музее Второй мировой войны, филигранно выполнены. Но в глазах любого нормального человека они красивы до той поры, пока он не знает, как они сработаны. За внешней красотой проявляется бесчеловечное преступление против жизни. В результате познания этого исчезает абстрактная красота и появляется безобразие преступления, стоящего за нею.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 594.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...