Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вторая группа принципов педагогического процесса




Принцип экологической направленностипедагогического процесса очередной раз напоминает, что человек – часть природы, ее дитя. Часть не может быть больше целого, она функционирует строго по его законам, и любое их (части и целого) противопоставление неуклонно приводит к обоюдному разрушению. Однако, живя долгое время под мичуринским девизом «Нечего ждать милости от природы, взять ее – наша задача!», человек умудрился разрушить природу и самого себя, как ее часть.

Осознав возникшие проблемы, человечество с энтузиазмом бросается их решать, с большим опозданием пытаясь ответить на вопрос, как сохранить природу и себя.

В этих условиях одной из основных задач педагогического процесса является формирование человека с планетарным сознанием, видящего свое место и роль в природном эволюционном процессе, знающего его ритмы и умеющего в них вписаться, способного восстановить загубленное и создать условия для естественного расцвета планеты. Этому служит внедрение в учебно-воспитательный процесс современной школы экологических и валеологических знаний, осуществляемое как в виде изучения отдельных учебных дисциплин, так и в виде соответствующих компонентов содержания обучения всем предметам школьного цикла. Большую роль в решении этого вопроса играет экологическая (валеологическая) направленность воспитательной работы со школьниками.

1. Принцип природосообразности педагогического процесса - сама природа и система связей, реализуемых между ее составными частями, являются кладезем педагогических знаний и опыта.

- в ПП требует обязательного учета природных особенностей ребенка;

- природа демонстрирует механизмы оптимального и результативного педагогического воздействия (игра кошки с котенком - обучение охотничьему ремеслу; с момента рождения человек проходит природную школу обучения говорению, механизмы и достижения которой весьма впечатляют, но недостаточно учитываются в обучении, или «учитываются наоборот», в результате чего это легкое и интересное занятие становится сложным, запутанным, неинтересным и часто даже неподъемным для школьника);

- ребенок живет по законам природы и особенно живо откликается на ее воздействия. Его успехи в обучении и воспитании напрямую зависят от грамотного построения учебного процесса в соответствии с биоритмами человека и окружающей его среды.

Объективно и субъективно обусловленное нарушение этой закономерности неизменно приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса.

Нужно учитывать:

- критические состояния природы (новолуние, полнолуние, магнитные бури и пр.), не назначая в такие дни итоговые контрольные работы, производственные совещания, массовые мероприятия;

- биопатогенные зоны, отрицательно влияющие на здоровье и психику человека.

2.Принцип учета возрастных особенностей.Школьное детство включает в себя три возрастных периода:

- младший школьный возраст,

- средний (подростковый) и

- старший (юношеский).

Каждый из этих периодов имеет свои характерные особенности в развитии организма, психики и в социальном развитии.

3. Принцип индивидуального подхода - индивидуальные особенности (психотип, темперамент, особенности проявления и функционирования памяти, внимания, мышления, склонности к определенным видам деятельности, ярко выраженные способности).

Принцип индивидуального подхода требует грамотного, научно обеспеченного изучения характера индивидуальных проявлений детей и учета результатов этого изучения в конкретной работе.

Задача учителя заключается в развитии индивидуальности каждого ученика, в выявлении его склонностей, развитии способностей и организации учебно-воспитательной работы в соответствии с природными задатками и потребностями детей.

4.Принцип дифференцированного подхода предполагает организацию педагогического процесса с определенными группами учащихся. В основу разделения школьников на группы кладутся результаты их индивидуального изучения, а также желания детей и родителей.

В общеобразовательной школе осуществляются, в основном, четыре типа дифференциации:

· возрастная, когда дети одного возраста обучаются в одном классе;

· уровневая,которая, как правило, реализуется при приеме детей в школу, когда классы формируют в соответствии с их готовностью к обучению;

· профильная, когда дети в соответствии с желанием, способностями и возможностями выбирают определенный профиль углубленного изучения предметов: математический, гуманитарный, эстетический, спортивный и пр. Как правило, это происходит либо в старших классах, либо при поступлении в специализированную школу.

· Во внеурочное время осуществляется дифференциация по интересам. С целью ее реализации в школе работают кружки, факультативы, творческие объединения и пр.

         Дифференцированный подход осуществляется также при работе с учащимися одного класса, когда учитель использует групповые формы обучения на уроке и во внеурочной деятельности. В этом случае применяется дифференциация по интересам, уровневая, профильная, по характеру взаимоотношений между детьми, по избранной проблеме и пр.

Для реализации требований, предъявляемых данной группой принципов, необходимо следовать таким правилам:

· Не навреди.

· Развивай, а не разрушай способности.

· Сумей увидеть в каждом ученике талант и развить его.

· Механизмы педагогического воздействия подсмотри у природы.

· Организуя педагогический процесс, учитывай природные влияния.

·










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 483.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...