Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Слово «принцип» обозначает основу, первоначало, руководящую идею, основное требование,«основное требование, вытекающее из закономерности». во-первых: это связывает понятие принципа с ранее рассмотренным понятием закономерности педагогического процесса; во-вторых: является наиболее технологичным из перечисленных вариантов, а значит наиболее приемлемым в педагогической деятельности. Исходя из этого:
Принцип педагогического процесса – это определенная система исходных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения образовательных задач Правила педагогического процесса– этомеханизмего выполнения в соответствии с принципами (требованиями).
Если принципы говорят, чтонадо делать, то правила показывают, какэто осуществить. В педагогической литературе представлено не менее ста принципов педагогического процесса. Мы остановимся лишь на основных, сгруппировав их по содержательному сходству. Каждая группа - из системообразующегопринципа и вытекающих из него (или дополняющих его), которые в своей совокупности, дополняя и корректируя друг друга, раскрывают одну из основополагающих идей педагогики в применении к современной школе. Учитывая содержательное сходство принципов, входящих в одну группу, правила педагогического процесса формулируются как совокупные для всей группы принципов педагогического процесса. Первая группа принципов педагогического процесса 1. Принцип гуманизации ПП - «гуманоид»,«гомо сапиенс», то есть, человек как существо разумное. Этот принцип провозглашает целью (а не средством) человека. Для удовлетворения его (человека) потребностей (материальных и духовных) существует производство (материальное и духовное), а не наоборот. Попытка поставить педагогическую систему с головы на ноги, изменив соотношение цели и средства педагогического процесса в диаметрально противоположном направлении (не человек для производства, а производство для человека), является альтернативой старой педагогике. В соответствии с ней педагогический процесс строится исходя из потребностей ребенка, а социальный заказ представляет собой совокупный продукт этих потребностей. Значимость принципа гуманизации в педагогике подчеркивается его заглавным местом в общем перечне принципов педагогического процесса. 2. Принцип приоритета общечеловеческих ценностей вытекает из принципа гуманизации ПП и является его составной частью. · Приоритет классовых ценностей наше общество, школа и педагогика уже пережили. Образ классового врага, формирующий механизм разрушения (врага надо уничтожить) ушел в Лету. · Приоритет национальных ценностей, как временное явление выравнивания нациокультурной ситуации в стране, нам еще предстоит достойно преодолеть, сформировав механизмы приращения, а не разрушения культуры, и выйти на уровень · приоритета общечеловеческих ценностей, которые не зависят от расы, национальности, классовой принадлежности, обеспеченности и пр. Это вечные человеческие достоинства: честность, надежность, порядочность, трудолюбие, толерантность, уважительное отношение к людям и ценностям. Это утвердительные истины: возлюби ближнего как самого себя; чти отца и мать свою; относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, и пр. Это запретительные каноны: не убий; не укради; не прелюбодействуй; не суди и судим не будешь; и пр. Внедрение в сознание подрастающего поколения такого рода приоритетов – надежный гарант изменения социокультурной ситуации в стране в сторону ее улучшения. 3. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает признание важности подрастающего человека, его взглядов, отношений, проблем, как основы будущего, в котором уже сегодня закладывается благополучие или неблагополучие общества в целом и каждого человека в отдельности. Уважать достоинство – значит, учить требовательности и ответственности за слова и поступки. В основе разумной требовательности лежит педагогическое требование, предъявляемое к ребенку взрослым. Оно должно быть конкретным, посильным, обоснованным и законченным. Логическим завершением предъявления требования является контроль за качеством его выполнения. Не случайно основным правилом А.С. Макаренко в отношениях с воспитанниками был девиз: чем больше уважаю, тем больше требую. 4. Принцип педагогического оптимизмавключает в себя опору на положительное в ребенке, веру в его силы и способности, использование великой силы педагогического внушения. Опора же на личностный позитив изначально основана на положительных эмоциях человека. Воспитательное влияние в таком случае дает приращение положительного фонда личности, формирует механизм созидания и естественным путем вытесняет недостатки. Второй отличительной чертой этого принципа является вера в силы и способности ребенка. В психологии есть так называемый принцип Розенталя. Свое название он получил по имени исследователя, который, изучая способности школьников, сообщил учителю, что в классе есть пять математически одаренных детей, назвав любых. Через некоторое время эти дети действительно начали проявлять математические способности. Причиной тому стала вера учителя в способности детей и усиленное профессиональное внимание к ним, что не замедлило сказаться на результатах. Третья черта касается учительского слова, в основе которого лежит могучая сила внушения. Слово – это острое профессиональное оружие, которым можно убить или оживить человека. Назови человека сто раз свиньей – он и захрюкает, гласит народная мудрость. Поэтому очень важно, обращаясь к ребенку, подчеркивать его талантливость, гениальность, неповторимость, задавая программы будущего благополучия. Таким образом, личность ребенка не только результат педагогического труда, но и результат изначальных ожиданий, установок и культуры воспитателя. Перечисленные выше принципы реализуются посредством выполнения следующих правил: 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. 2. Требуя – уважай, уважая – требуй. 3. Не используй великую силу слова во зло. 4. Чаще хвали, реже ругай. 5. Акцентируй внимание на достоинствах ребенка. 6. Не суди, и судим не будешь. 7. Умей прощать. 8. Обучая, возвышай душу. 9. Люби людей и все сможешь. 10…
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1104. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |