Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В природе и обществе все предметы и явления взаимодействуют друг с другом. Изучение этого взаимодействия приводит к открытию законов, в основе которых лежат выявленные и изученные связи. ЗАКОН – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, существенная СВЯЗЬ между явлениями и процессами, характеризующая их развитие Человек – часть природы и общества, поэтому все законы (природы и общества), обязательно касаются человека, а значит должны учитываться и использоваться в педагогическом процессе. Педагогический процесс, - с одной стороны, является частью более широких социальных процессов, - а с другой – сам включает в себя целый ряд более мелких (частных) процессов, на которые распространяется действие его законов. В этой связи законы в педагогике можно рассматривать как всеобщие, общие и специфические. Всеобщие законы: - касаются всех педагогических явлений и процессов, - действуют на всех уровнях, - учитываются повсеместно. Как правило, они являются отражением законов природы в педагогической действительности, описывают как внешние, так и внутренние связимежду ее элементами. К ним можно отнести: 1. Закон целостности педагогического процесса, который гласит, что педагогический процесс представляет собой определенную целостность, нарушение которой приведет к исчезновению самого педагогического процесса; 2. Закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости педагогических явлений, которые не существуют изолированно друг от друга. Одни являются началом и продолжением других; 3. Закон развития, который говорит о том, что никакое явление, как в природе, так и в педагогике, нельзя остановить. Остановка в развитии – смерть. Например, остановка в развитии детского коллектива приводит к его разрушению; 4. Закон бесконечности педагогического процесса. Как бесконечна Вселенная, как бесконечна материя, как бесконечно познание, так же, являясь их детищем, бесконечен и педагогический процесс. Этот закон говорит о бесконечном движении от старого к новому в педагогике, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному, от неизвестного к известному и наоборот.
Общие законы в педагогике вытекают из всеобщих и конкретизируют их. Они касаются большого числа педагогических явлений, работают в избранном направлении, описывают внешние связи науки. К ним можно отнести действие законов диалектики (конкретизация закона развития) в педагогическом процессе. 1. Закон перехода количественных накоплений в качественные измененияпроявляется в педагогических процессах как накопление критической массы и последующее преобразование педагогического явления. 2. Закон единства и борьбы противоположностей лежит в основе определения движущих сил педагогического процесса. Нет, и не может быть, идеальных мальчиков и девочек. Уметь управлять развитием ребенка (обучать его и воспитывать), значит, видеть эту борьбу, помогать детям побеждать свои недостатки, не подменяя детский труд педагогической муштрой. Педагог не должен воевать с ветряными мельницами, изживая отрицательные качества подопечного, он должен видеть борьбу отрицательного с положительным, оценивать и корректировать ее процесс. 3. Закон отрицания отрицаний в педагогике базируется на том, что развитие идет путем отмирания старого и рождения нового. Нет вечных идей, есть вечный поиск. В настоящее время наша школа ступила на путь альтернативы. Перейдя от единообразия к разнообразию, предоставив возможность выбора взамен изначальной заданности. Опасность «выплеснуть ребенка», то есть, потерять то положительное, что наработано ранее, заняться не приращением уже достигнутого уровня культуры, а полным ее разрушением с абсолютно ложным устремлением создавать новое на пустом месте.
Специфические законыпедагогики являются конкретизацией общих. Они описывают внутренние связи в педагогических системах: - Это законы обучения и воспитания, - законы усвоения информации, - законы жизни и деятельности детского коллектива и многие другие. Помимо понятия «закон» в педагогике часто пользуются понятием «закономерность». В научной литературе даются два принципиально отличных толкования понятия «закономерность». В первом закономерность рассматривается как понятие более широкое, чем закон, как признание всеобщей упорядоченности природы и общества, в рамках которой вычленяются законы. Во втором - закономерность принимается как недостаточно познанный закон, его часть, как упорядоченность явлений в пределах действия закона. В педагогической отрасли знаний, где точных законов отработано не так уж много, целесообразно принять понятие «закономерность» во втором его значении и использовать во всех случаях, где можно зафиксировать: · упорядоченностьпедагогических явлений, не достигающих уровня закона; · меру закона(законо+мерность), · применение закона в конкретно обозначенных условияхили в избранном направлении. Таким образом, закон и закономерность педагогического процесса характеризуют связи между педагогическими явлениями и внутри них. Однако: 1. Закон описывает общие и существенные связи, а закономерность – частные ивторостепенныесвязи, раскрывает качественные и количественные их характеристики, причинно-следственные зависимости. 2. Закон утверждает (педагогический процесс целостен; педагогический процесс социально обусловлен; и пр.), а закономерность оговаривает условия, при которых этот закон действует. Так, в пределах действия закона социальной обусловленности педагогического процессаможно сформулировать несколько закономерностей: · Чем выше уровень развития производительных сил и производственных отношений, тем более высокого уровня образования они требуют; · Чем выше уровень образования в стране, тем выше темпы развития ее производства; · Чем выше уровень развития общества, тем более демократичны его образовательные системы и пр. Из всеобщих законов вытекают общие, а из них – специфические. На предыдущих законах базируются последующие, включают в себя их действие и в отдельных случаях могут рассматриваться как закономерности, то есть, обладают таким свойством как относительность. Например, законы дидактики относительно законов педагогики выступают как частные, специфические, а относительно законов усвоения – как общие. Безотносительны лишь всеобщие законы. Законы и закономерности объективны, как объективна связь, которую они описывают. Отражаясь в общественном и индивидуальном сознании, законы и закономерности трансформируются в принципы и правила, которые становятся руководством к действию. В отличие от законов и закономерностей, принципы и правила носят субъективный характер. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |