Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТАТИСТИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ




Математизация науки избавляет педагогику от одностороннего, только качественного, описания педагогических явлений, дает возможность выйти на уровень обобщающих абстракций и позволяет ревизовать достигнутое.

Статистико-математические методы – это аппарат количественного исследования педагогических явлений. Они работают в двух направлениях: для обработки данных, полученных при использовании других методов, и для диагностики, прогнозирования и компьютеризации как педагогического процесса, так и научно-педагогических исследований.

Метод долевого участия - определение доли (части, степени, уровня) участия изучаемого явления в общем процессе. Чаще всего для определения степени такого участия используется процентная шкала, основанная на сотой доле от целого, реже – уровневая и балльная, предполагающие заблаговременное определение качественно-количественных критериев-распределителей.

    Метод долевого участия позволяет перевести педагогические характеристики на формализованный язык и дает возможность сопоставить не только сходные явления, но и внешне несравнимые величины. Например, уроки литературы и физкультуры, мастерство учителей музыки и математики, эффективность деятельности учителя и учеников.

    Метод рейтинга - оценка определенной деятельности компетентными судьями по избранной шкале.

Для оценивания педагогических явлений, как правило, используется интервальная шкала, в данном случае – балльная.

Она может быть двух-, трех-, четырех-, пяти-, … стобалльной и т.д.

    Двухбалльная шкала содержит две оценки:

· "0" – качество не проявляется (нет);

· "1" – качество проявляется     (да );

Трехбалльная шкала:

· "0" – качество не проявляется (нет);

· "1" – проявляется частично (иногда);

· "2" – проявляется полностью (всегда).

Четырехбалльная шкала:

· "0" - …

· "1" – скорее нет, чем да;

· "2" – скорее да, чем нет;

· "3" - …

В педагогических исследованиях довольно часто применяются так называемые полярные шкалы.Они используются для одновременного оценивания двух противоположных величин. Так, полярное шкалирование личностных качеств при пятибалльной шкале оценивания может быть представлено в трех вариантах.

1-й: организованность +2 +1 0 -1 -2 неорганизованность;

    трудолюбие          +2 +1 0 -1 -2 лень;

    честность             +2 +1 0 -1 -2 лживость;

 

2-й: организованность 4 3 2 1 0  неорганизованность;

    трудолюбие            4 3 2 1 0 лень;

    честность               4 3 2 1 0 лживость;

3-й: организованность  0 1 2 3 4 неорганизованность;

    трудолюбие             0 1 2 3 4 лень;

    честность                0 1 2 3 4 лживость.

    Нужный вариант из возможных выбирается в зависимости от целей и акцентов проводимого исследования, но в любом случае значение каждого балла предварительно оговаривается. Указанный вариант применения метода рейтинга легко поддается машинной обработке.

3. Метод ранжирования – это последовательное расположение изучаемых явлений по их значимости: ранжирование по убыванию и по возрастанию.

4. Метод корреляции - выявление связей и зависимостей между двумя изучаемыми явлениями. Коэффициент корреляции (r)показывает меру и характер этой зависимости. Он изменяется в пределах [–1 ÷ +1 ]

| 0,7 ÷ 1| - зависимость существенная, ее надо учитывать при организации педагогического процесса.

| 0 – 0,7| -зависимость несущественна, ею можно пренебречь. Отрицательноезначение коэффициента указывает на обратно пропорциональную связь между изучаемыми явлениями, положительное– на прямо пропорциональную.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 586.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...