Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В основе - изучение теоретических источников педагогической информации и теоретическая обработка результатов исследований, проведенных с помощью других групп методов. Они используются для: - вторичной обработки имеющихся данных и - поисков причинно-следственных связей, - выявления тенденций и закономерностей, - построения систем, составления программ и т. д. Теоретические методы: · изучение литературных источников; · конкретно-исторический анализ; · восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; · моделирование. 1. Метод изучения литературных источников: - ознакомление с результатами уже проведенных в данной области исследований, - систематизация материала по избранной проблеме, - поиск сфер приложения собственных исследовательских усилий. Первичный материал (источниковая база): - программные документы (Законы, постановления, программы и пр.), - монографическая и справочная литература, - сборники научных трудов, материалы конференций, периодические педагогические издания и пр. Использование метода изучения литературных источников требует от исследователя владения целым рядом специальных умений, таких как умение пользоваться библиотечными фондами, каталогами, библиографическими указателями и описаниями. Работая с текстом,он должен уметьвыделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, аргументировано доказывать или опровергать известные и неизвестные истины. Особо важным в этом перечне является умение соответствующим образом оформлять изученный материал: делать выписки, конспектировать, составлять тезисы, писать рецензии, аннотации, рефераты, научные статьи, делать обоснования предстоящих исследований. Источник и образец изложения и оформления научной мысли. 2. Метод конкретно-исторического анализа базируется на принципе социальной обусловленности педагогического процесса. Он представляет собой изучение педагогических явлений с учетом места, времени и условий их протекания, а также связей и зависимостей, в каких они состояли или состоят в реальной действительности, то есть, с учетом конкретно-исторических условий и причинно-следственных связей появления, протекания и преобразования педагогического явления. Грамотное применение метода конкретно-исторического анализа позволяет взять на вооружение лучшее из педагогического прошлого и не допустить уже пережитых ранее ошибок. 3. Метод восхождения от конкретного к абстрактномунацелен навыявление закономерностей функционирования педагогических систем и их составных частей. В ходе его реализации можно выделить следующие этапы: · изучение и описание педагогического явления; · выделение его компонентов; · объединение их в целостную систему; · изучение ее внутренних и внешних связей; · нахождение главных особенностей изучаемого явления; · выявление закономерностей развития и функционирования исследуемой системы. В основе метода восхождения от конкретного к абстрактному лежит индуктивныйпуть познания педагогической действительности, когда изучение частного приводит к открытию общего. Так, изучение деятельности учителя и учащихся на уроке открывает закономерности передачи социального опыта от одного поколения к другому. Включая механизмы дедуктивногопознания (от общего к частному), можно говорить о методе восхождения от абстрактного к конкретному. 4. Метод моделирования – это наглядно-образное изображение педагогических явлений, процессов, закономерностейи т.д. в виде формул, схем, таблиц, матриц, диаграмм, рисунков, чертежей, геометрических фигур и пр. Сворачивание и разворачивание информации: - приводит к совершенствованию мыслительной деятельности, - дает полную сущностную видимость изучаемого процесса, - позволяет найти его место в более широкой общности явлений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 598. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |