Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ




В основе - изучение теоретических источников педагогической информации и теоретическая обработка результатов исследований, проведенных с помощью других групп методов. Они используются для:

- вторичной обработки имеющихся данных и

- поисков причинно-следственных связей,

- выявления тенденций и закономерностей,

- построения систем, составления программ и т. д.

Теоретические методы:

· изучение литературных источников;

· конкретно-исторический анализ;

· восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

· моделирование.

1. Метод изучения литературных источников:

- ознакомление с результатами уже проведенных в данной области исследований,

- систематизация материала по избранной проблеме,

- поиск сфер приложения собственных исследовательских усилий.

Первичный материал (источниковая база):

- программные документы (Законы, постановления, программы и пр.),

- монографическая и справочная литература,

- сборники научных трудов, материалы конференций, периодические педагогические издания и пр.

Использование метода изучения литературных источников требует от исследователя владения целым рядом специальных умений, таких как умение пользоваться библиотечными фондами, каталогами, библиографическими указателями и описаниями.

Работая с текстом,он должен уметьвыделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, аргументировано доказывать или опровергать известные и неизвестные истины.

Особо важным в этом перечне является умение соответствующим образом оформлять изученный материал: делать выписки, конспектировать, составлять тезисы, писать рецензии, аннотации, рефераты, научные статьи, делать обоснования предстоящих исследований.

Источник и образец изложения и оформления научной мысли.

2. Метод конкретно-исторического анализа базируется на принципе социальной обусловленности педагогического процесса.

Он представляет собой изучение педагогических явлений с учетом места, времени и условий их протекания, а также связей и зависимостей, в каких они состояли или состоят в реальной действительности, то есть, с учетом конкретно-исторических условий и причинно-следственных связей появления, протекания и преобразования педагогического явления.

Грамотное применение метода конкретно-исторического анализа позволяет взять на вооружение лучшее из педагогического прошлого и не допустить уже пережитых ранее ошибок.

3. Метод восхождения от конкретного к абстрактномунацелен навыявление закономерностей функционирования педагогических систем и их составных частей. В ходе его реализации можно выделить следующие этапы:

· изучение и описание педагогического явления;

· выделение его компонентов;

· объединение их в целостную систему;

· изучение ее внутренних и внешних связей;

· нахождение главных особенностей изучаемого явления;

· выявление закономерностей развития и функционирования исследуемой системы.

В основе метода восхождения от конкретного к абстрактному лежит индуктивныйпуть познания педагогической действительности, когда изучение частного приводит к открытию общего.

Так, изучение деятельности учителя и учащихся на уроке открывает закономерности передачи социального опыта от одного поколения к другому.

Включая механизмы дедуктивногопознания (от общего к частному), можно говорить о методе восхождения от абстрактного к конкретному.

4. Метод моделирования – это наглядно-образное изображение педагогических явлений, процессов, закономерностейи т.д. в виде формул, схем, таблиц, матриц, диаграмм, рисунков, чертежей, геометрических фигур и пр.

    Сворачивание и разворачивание информации:

- приводит к совершенствованию мыслительной деятельности,

- дает полную сущностную видимость изучаемого процесса,

- позволяет найти его место в более широкой общности явлений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 598.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...