Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В основе эмпирических методов НПИ лежит практический опыт(эмпирика). Их целью является сбор и первичная обработка данных о педагогическом явлении а также использование полученных результатов в практической деятельности педагога. Это предполагает непосредственный контакт исследователя с испытуемыми. К эмпирическим методам НПИ относятся: · наблюдение; · методы опроса: устного (беседа, интервью), письменного (анкетирование, тестирование); · метод обобщения независимых характеристик, педагогический консилиум; · изучение школьной документации и продуктов творческой деятельности школьников; · метод монографического исследования педагогического явления. 1. Наблюдение –наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. В основе - наблюдательность, умение не только смотреть, но и видеть нужное. Базируется это качество на внимании, которое бывает рассредоточенным (умение видеть одновременно весь фронт наблюдаемых явлений, не сосредотачиваясь на деталях. Как работа фотографа.) и концентрированным(умение схватывать детали, подробности, тонкости исследуемого явления. Как работа часовщика или ювелира.). Педагогическое наблюдение может быть - обыденным, которым пользуется учитель в ежедневной практической деятельности, и -научным, которое необходимо для проведения научно-исследовательской работы.
При научном наблюдении заблаговременно: - определяются задачи, - намечаются объекты, - составляется схема наблюдения, - обозначаются условия его проведения (длительность, место, время, исполнители и пр.). Результаты научного наблюдения обязательно фиксируются в виде протокольных или дневниковых записей, заполнения таблиц и матриц, при возможности практикуются аудио- и видеозаписи. Данные, полученные в результате научного наблюдения, обязательно обрабатываются. В соответствии с поставленными перед ним целями, проводится их анализ, сравнение, систематизация и пр. В практике проведения научно-педагогических исследований используются различные виды наблюдений: · непосредственные и опосредованныенаблюдения. Первые характеризуют непосредственноеотслеживание хода наблюдаемых процессов, вторые - опосредованное, когда сам процесс скрыт от наблюдателя (например, познавательная активность школьников), но его состояние фиксируется по ряду поддающихся наблюдению и описанию показателей (темп освоения и объем усвоенной информации, количество и качество заданных вопросов, количество и уровень разрешенных и неразрешенных проблемных ситуаций, качество и скорость их решения, отношение школьников к интеллектуальным затруднениям и пр.); · сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают весь процесс в его целостности от начала и до конца (например, наблюдение урока). Вторые представляют собой выборочное фиксирование изучаемых явлений (например, поведение детей в конфликтных ситуациях); · открытые и конспиративные наблюдения. В первом случае испытуемые знают о своей научной подконтрольности, во втором – нет; · включенные и невключенныенаблюдения. Это зависит от позиции наблюдателя по отношению к испытуемым. Если экспериментатор включен в совместную деятельность с испытуемыми и наблюдает их как бы изнутри, то наблюдение является включенным, когда же наблюдатель находится извне по отношению к наблюдаемому процессу, наблюдение будет невключенным. Например, игра в волейбол. При включенном наблюдении исследователь является членом волейбольной команды, при невключенном - болельщиком, наблюдающим за игрой и игроками со стороны; · кратковременные и долгосрочные наблюдения. С одной стороны – наблюдение урока или воспитательного мероприятия, с другой – наблюдение за учеником в течение года; · лонгэтюдные(продольные) и ретроспективные (обращенные в прошлое). К примеру, при изучении условий, способствующих развитию математических способностей ученика, учитель наблюдает за ним с первого по десятый класс (лонгэтюдное наблюдение). Видя выдающиеся способности ученика десятого класса, исследователь изучает его биографические данные, характеристики, успеваемость, интересы и пр. в предыдущих классах, выделяя при этом главную детерминанту его способностей (ретроспективное наблюдение). Для получения достоверной информации о педагогическом явлении, наблюдения должны быть достаточно - длительными, - систематическими, - разносторонними, - по возможности объективными, (проведенными без излишней заинтересованности, как в положительных, так и в отрицательных результатах), - массовыми, чтобы при обработке полученных данных можно было говорить если не о закономерностях, то хотя бы о выявленных тенденциях в развитии исследуемых явлений. Несмотря на большую информативность, доступность и распространенность метода наблюдений, он позволяет обнаружить лишь внешние проявления педагогических явлений, внутренние же, сущностные процессы, остаются вне поля зрения экспериментатора. Поэтому, обладая собственнонаучной ценностью, материал, наработанный с помощью разнообразных наблюдений, требует последующей обработки и является базой для применения других методов научно-педагогических исследований. 2. Методы опроса в педагогике используются для выяснения субъективных отношений испытуемых к различным сферам деятельности и знаний, а также для выявления уровня усвоения последних. Они представляют собой вопросно-ответную форму педагогического исследования, выраженную в устном или письменном виде. Это диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. Устный опрос- непосредственный контакт, оперативен и гибок, затруднена регистрация и обработка результатов, важна коммуникабельность экспериментатора, что повышает уровень субъективности исследования. Методы устного опроса:исследовательская беседа и интервью. Это - коммуникативный акт, в ходе которого, получая ответы на поставленные вопросы, испытатель выясняет сутьинтересующего его явления Разница между беседой и интервью заключается в жесткой фиксации ролей (спрашивающий – отвечающий) при интервью и более свободном обмене мнениями при исследовательской беседе. Важно: последовательность и качество предъявляемых вопросов (краткость, понятность, однозначность). Не должно быть тупиковых и риторических вопросов, вопросов, содержащих в себе прямую оценку личности респондента или его способностей. Количество вопросов жестко не фиксируется. Диалог длится до выявления сути изучаемого явления, но злоупотреблять вниманием опрашиваемых не стоит, так как это может вызвать отрицательную реакцию, нежелание участвовать в эксперименте и даже заведомо ложные ответы. Технология проведения устного опроса предполагает: - отбор компетентных респондентов, - обоснование и сообщение в доступной им форме мотивов проведения исследования, - диалог должен быть этичным, - в доверительной и доброжелательной атмосфере, лучше при нейтральном исследователе, - ни в какой форме не навязывать испытуемым свою (или желаемую) позицию, - ответы обязательно фиксировать, не при испытуемых, по окончании опроса, - использовать открытые (о которых знают испытуемые) и скрытые записи фонограмм. Письменный опрос - опосредованное общениеэкспериментатора с испытуемыми. Оно реализуется посредством анкет (анкетирование) и тестов (тестирование). К письменному опросу - те же требования, что и к устному, но - количество вопросов в анкетах и тестах жестко фиксировано, - их не должно быть слишком много, - вопросы в своей формулировке не должны содержать подсказку к правильному ответу, - необходима предварительная апробация, которая проводится путем так называемого "пилотажа", то есть, пробного исследования на небольшой группе испытуемых. Виды анкетирования. По способу проведения: · контактное, когда опрос проводится при непосредственном общении экспериментатора с испытуемыми; · заочное, организуется посредством корреспондентских связей, когда анкеты с инструкциями рассылаются по почте или же вручаются лично лицам, которые будут проводить опрос, и таким же способом возвращаются в адрес исследовательской организации; · прессовое, реализуется посредством размещения анкет в газетах и журналах. По характеру предполагаемых ответов анкеты: · открытые, предусматривающими любой ответ по желанию респондента; · закрытые, предполагающими выбор одного или нескольких ответов из ряда предложенных, · смешанные, когда испытуемый может выбрать ответ из заранее заданных или вписать свой собственный вариант. Особое место в системе методов письменного опроса занимает тестирование. С помощью тестов: - производится измерение учебных достижений, - определяется степень проявления личностных качеств, - выявляется уровень развития способностей, - степень сформированности механизмов учения, познания, общения и пр. Слово "тест" в переводе с английского обозначает "задача", «испытание», "проба".
Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики изучаемого процесса.
В зависимости от сферы применения, тестирование: - физическое, - интеллектуальное, - психологическоеи пр. Тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации контроля. В педагогике, как правило, используются интеллектуальные тесты. По характеру предъявления заданий тесты бывают · прямыми, когда испытуемый знает, что и зачем исследуется (как правило, это учебные тесты, определяющие степень усвоения материала); · косвенными, когда от испытуемого скрыт объект исследования (например, цветовой тест Люшера, где по выбранной испытуемым цветовой гамме определяются его личностные характеристики). Опосредованный тест. 1. Расположите 5 животных в порядке убывания. А теперь вопросы: 1. Окружающие считают тебя… 2. На работе ты… 3. Дома ты… 4. Ты считаешь себя… 5. А на самом деле ты… 2.Нарисуйте схематичного человечка из 10 геометрических фигур: квадратов (воля), кругов (эмоции) и треугольников (интеллект). Тестирование как метод научно-педагогических исследований в практической педагогической деятельности используется для определения текущей успеваемости. В школе, как правило, применяются итоговые тесты. Варианты тестовых заданий могут быть различными: · выбор правильного ответа из нескольких предложенных; · исключение из данного перечня неправильного ответа; · расположение перечисленных качеств (свойств) в нужной последовательности; · группирование явлений по заданному признаку; · заполнение пропусков в тексте; · подбор содержательных синонимов или антонимов; · исправление допущенных ошибок и пр. В практике современной школы часто применяются разноуровневыетематические тесты, дающие возможность дифференцированной проверки степени усвоения материала: - тесты скорости, когда эффективность усвоения материала определяется по скорости оперирования терминами избранной темы, и - мощности, применяемые для определения глубины знаний посредством решения достаточно сложных задач. 3. Изучение школьной документации и продуктов творческой деятельности учащихся -источник объективной информации о педагогическом процессе и его участниках. Письменные, графические, творческие и др. работ школьников дают данные: - о мотивации и характере познавательной деятельности, - об индивидуальных особенностях детей, - их достоинствах и недостатках, - отношение учеников к предмету, учителю, друг к другу и прочим, интересующим исследователя педагогическим явлениям. Источники информации: - планы работышколы и ее подразделений, кружков, секций, факультативов, - протоколы заседаний общественных организаций, - материалысовещаний, книга приказов и т. д., - учебные журналы, дневники и тетради учащихся, - личные дела детей, их характеристики, - читательские формуляры, - медицинские картыи многое другое. 4. Метод обобщения независимых характеристик – это проведение нескольких независимых исследований одного предмета и последующего обобщения полученных результатов. Указанный метод реализуется в двух вариантах: · когда одно педагогическое явление (например, ученик) изучается несколькими исследователями (учителями, учениками, родителями) независимо друг от друга, а полученные результаты обобщаются, корректируя и дополняя друг друга; О = У1+У2+…Уn · когда один исследователь изучает одно явление, но в разных условиях, используя различные независимые друг от друга методики, а затем обобщает полученные характеристики. О= Н+А+Т+… Разновидность - педагогический консилиум. Этапы проведения педагогического консилиума: - обобщение имеющихся знаний об изучаемом явлении; - определение отклонений от нормы и причин их возникновения (постановка диагноза); - выработка совместной программы действий, направленных на восполнение выявленных недостатков (назначение лечения). Педагогические консилиумы:индивидуальные,групповые. Плановые,внеплановые. Метод монографического исследования - разностороннее и глубокое изучение одного (моно) педагогического явления. На теоретическом уровне результаты таких исследований обобщаются в монографиях, которые имеют одного или нескольких авторов. На практическом уровне выражение "монографически исследовались 30 трудных подростков" означает, что изучался каждый подросток в отдельности. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 659. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |