Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ДИДАКТИКИСтр 1 из 29Следующая ⇒
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По учебной дисциплине «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ» Содержательныймодуль 1. Теоретико-методологические основы дидактики Тема 1. Феноменология дидактики КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ Педагогика– от греческого слова "paidagogos" – педагог, что означает "дитя веду". Детоведение, а со временем, – человековедение. Педагогика в качестве педагогической деятельности возникла вместе с человеческим обществом. Цель – передача накопленного опыта от отца к сыну, азатем – от одного поколения к другому. Воспитание и обучение в этот период не составляли специфической области профессиональной деятельности людей. Знаниялюдей об окружающем мире положили начало развитию науки. Это привело к возникновению учебно-воспитательных учреждений и людей,профессией которых стало обучение и воспитание детей. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную профессиональную отрасль, возникла необходимость в обобщении опыта педагогической деятельности. Это стало основой для появления педагогической теории [науки], а позже – педагогики как учебной дисциплины, которая рассматривала основы профессиональной подготовки учителей и воспитателей. Педагогика существует в единстве трех своих ипостасей: - как педагогическая теория (наука), - педагогическая деятельность (практика) и - как учебная дисциплина. Дополняя друг друга, каждая из них имеет свои особенности. Сравним их на уровне: - субъекта (кто выполняет деятельность), - объекта (что изучается, исследуется), - предмета (на что направлены действия педагога) и - результата педагогических усилий (ради чего они осуществляются). Таблица. 1
Педагогика - наука об обучении, воспитании и образовании. Традиционно к ним добавляют еще и развитие. 1. ОБУЧЕНИЕ.
Она указывает на двусторонность процесса обучения и содержит в себе три компонента его определения: · преподавание как передачу социального опыта; · учение – как его усвоение · " + " – как взаимодействие между ними. Отсюда вытекает, что
Двусторонностьпроцесса обучения характеризуется неразрывным единством преподавания и обучения, когда одно не существует без другого. 2. ВОСПИТАНИЕ– это взаимодействие воспитателя и воспитанника сцелью ….Для определения целей воспитания рассмотрим три подхода к воспитанию: · воспитание как формирование личности, · как ее социализация, · как внутренняя потребность самого ребенка. 1.Воспитание как формирование личности. Цель - формирование личности. Личность - совокупность отношений, второй уровень цели- формирование отношений. Основные из них: - к себе, - к людям (к старшим, ровесникам, младшим; к знакомым и незнакомым и пр.), - к деятельности (учебной, трудовой, бытовой, спортивной, культурно-массовой и пр.), - к ценностям (материальным и духовным), - к природе (живой и неживой) и т.д. Каждое из этих отношений имеет свои качественные характеристики. Эти качества выступают как качества личности или личностные качества. Поэтому третий уровень цели формирование личностных качеств. 2.Воспитание как социализация человека. Цель-подготовка к самореализации в основных сферахжизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг). В каждой из этих сфер человеку предстоит выполнять соответствующие социальные роли. Поэтому цель второго порядка: формирование социальных ролей. Каждая социальная роль представляет собой совокупностьсоциальных связей, которые формируются в результате социальных контактов (цель третьего порядка). 3.Воспитание как внутренняя потребность ребенка. Этот подход вытекает из анализа термина "вос+питание", то есть многократное питание: - ума(умственное), - души (эстетическое и нравственное) и - тела(физическое воспитание), - которое происходит в процессе труда ума, души и тела (трудовое воспитание). Как физическое тело требует материальной пищи, так душа требует духовной, а ум – интеллектуальной. Если указанные потребности не удовлетворяются, то появляется недостаток, который нужно восполнить (вос+питать), а не бороться с ним, как принято. Отсюда вытекает цель и основной путь воспитания: восполнение недостатков.
3.ОБРАЗОВАНИЕ мы рассматриваем как процесс и результат обучения и воспитания. В виде формулы это выглядит следующим образом:
Образованность выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе обученность и воспитанность. Образование можно систематизировать по ряду признаков: · по уровню образованности начальное, среднее, высшее; · по профессиональной направленности: медицинское, педагогическое, юридическое и пр.; · по профилю: гуманитарное, техническое, естественнонаучное; · по полноте: законченное и незаконченное; · по значимости: основное (дипломное) и дополнительное (последипломное). Основные пути приобретения образования – это обучение в соответствующих учебных заведениях и самообразование. 4. РАЗВИТИЕ. В приложении к педагогике:
В зависимости от развивающейся сферы личности, развитие бывает: · физическим, если развивается организм (рост, вес, костно-мышечная система и пр.); · психическим, когда речь идет о развитии нервной системы и психических функций (мышление, память, внимание и пр.); · нравственным, когда совершенствуются нравственные характеристики человека и общества; · эстетическим, которое развивает эстетические качества, формирует эстетический вкус и пр. Циклы развития: эволюционныепериоды и революционные. Периоды эволюционного развития человеканазываются возрастными этапами. В истории и теории педагогики известны несколько вариантов возрастной периодизации. Наиболее распространенным из них является следующий: · до одного года – младенческий возраст; · до трех лет – преддошкольный; · до шести (семи) – дошкольный; · 1 – 4 классы – младший школьный; · 5 – 9 классы – средний школьный (подростковый); · 10 – 11 классы – старший школьный (юношеский).
Категории педагогики (обучение, воспитание, образование и развитие) взаимосвязаны и взаимозависимы. Схематически это выглядит следующим образом: ОБУЧЕНИЕ + ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИТИЕ ВОСИТАНИЕ
Представленная схема характеризует собой целостность педагогического процесса на категориальном уровне. Она показывает взаимосвязь, взаимозависимость и единство рассмотренных категорий.
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ДИДАКТИКИ "Методология" от слияния "метод" и "идеология", то есть, "идеологический метод". Методологиюсегодня трактуют как: 1. систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности и как учение об этой системе; 2. учение о методе научного познания и преобразования мира; 3. учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования. В качестве конкретизацииуказанных подходов выделяются три уровня методологии:общая, специальная и частная. Общая методология обеспечивает наиболее точные представления об общих законах развития объективного мира, о месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает данная наука Специальная методологияили методология конкретной науки позволяет последней формулировать собственные закономерности, относящиеся к своеобразию развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Частная методология выступает как совокупность методов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа. Рассмотрение педагогических явлений на всех трех уровнях методологии даетполную научную картину педагогики. Общая методология – это философские основы науки, педагогики. Специальная методология – это теоретические основы педагогики. - Частная– это наука о методеисследования. Науку о методе научного исследования можно рассматривать как · всеобщую методологию, представляющую собой мировоззренческую позицию и совокупность методов философского познания мира и себя в мире (диалектико-материалистический метод, индуктивно-дедуктивный, детерминантный метод (выявления причинно-следственных зависимостей), метод конкретно-исторического анализа и пр.; · общенаучную методологию,включающую в себя системный и целостный подходы, оптимизацию избранных процессов, деятельностный и ценностный подходы, характеристику разных типов научных исследований, их этапы, элементы и пр.; · конкретно-научную методологию как совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной области; · прикладную методологию, объединяющую в себе методику и технику проведения конкретного исследования. Подводя итог, можно констатировать, что
методология педагогикиотносится к конкретно-научной методологии ипредставляет собойнауку о совокупности методов, принципов исследования и процедур, применяемых в педагогической отрасли знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |