Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ДИДАКТИКИ




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По учебной дисциплине

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Содержательныймодуль 1. Теоретико-методологические основы дидактики

Тема 1. Феноменология дидактики

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика– от греческого слова "paidagogos" – педагог, что означает "дитя веду". Детоведение, а со временем, – человековедение.

Педагогика в качестве педагогической деятельности возникла вместе с человеческим обществом.

Цельпередача накопленного опыта от отца к сыну, азатем – от одного поколения к другому.

Воспитание и обучение в этот период не составляли специфической области профессиональной деятельности людей.

Знаниялюдей об окружающем мире положили начало развитию науки. Это привело к возникновению учебно-воспитательных учреждений и людей,профессией которых стало обучение и воспитание детей.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную профессиональную отрасль, возникла необходимость в обобщении опыта педагогической деятельности. Это стало основой для появления педагогической теории [науки], а позже – педагогики как учебной дисциплины, которая рассматривала основы профессиональной подготовки учителей и воспитателей.

Педагогика существует в единстве трех своих ипостасей:

- как педагогическая теория (наука),

- педагогическая деятельность (практика) и

- как учебная дисциплина.

Дополняя друг друга, каждая из них имеет свои особенности. Сравним их на уровне:

- субъекта (кто выполняет деятельность),

- объекта (что изучается, исследуется),

- предмета (на что направлены действия педагога) и

- результата педагогических усилий (ради чего они осуществляются).

Таблица. 1

Педагогика как Субъект Объект Предмет Результат
Педагогическая теория (наука) Педагог-ученый Вся педагогическая действительность. Исследование связей между элементами педагогической действительности  Педагогические знания: законы, закономерн., принципы, теории и пр.    
Педагогическая деятельность (практика) Педагог – учитель, воспитатель Обучение и воспитание детей Усвоение педагогических знаний и применение их на практике Личность ученика, его обученность и воспитанность
Учебная дисциплина Преподаватель. педагогики Педагогическая теория и практика Формирование профессионально-педагогическихзнаний и умений Учитель-профессионал

Педагогика - наука об обучении, воспитании и образовании. Традиционно к ним добавляют еще и развитие.

1. ОБУЧЕНИЕ.

Обучение = преподавание + учение

    Она указывает на двусторонность процесса обучения и содержит в себе три компонента его определения:

· преподавание как передачу социального опыта;

· учение – как его усвоение

· " + " – как взаимодействие между ними.

Отсюда вытекает, что

Обучение – это взаимодействие преподавания и учения (учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта

Двусторонностьпроцесса обучения характеризуется неразрывным единством преподавания и обучения, когда одно не существует без другого.

2. ВОСПИТАНИЕ– это взаимодействие воспитателя и воспитанника сцелью ….Для определения целей воспитания рассмотрим три подхода к воспитанию:

· воспитание как формирование личности,

· как ее социализация,

· как внутренняя потребность самого ребенка.   

1.Воспитание как формирование личности.

Цель - формирование личности.

Личность - совокупность отношений, второй уровень цели- формирование отношений.

Основные из них:

- к себе,

- к людям (к старшим, ровесникам, младшим; к знакомым и незнакомым и пр.),

- к деятельности (учебной, трудовой, бытовой, спортивной, культурно-массовой и пр.),

- к ценностям (материальным и духовным),

- к природе (живой и неживой) и т.д.

Каждое из этих отношений имеет свои качественные характеристики. Эти качества выступают как качества личности или личностные качества. Поэтому третий уровень цели формирование личностных качеств.

2.Воспитание как социализация человека.

Цель-подготовка к самореализации в основных сферахжизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг).

В каждой из этих сфер человеку предстоит выполнять соответствующие социальные роли.

Поэтому цель второго порядка: формирование социальных ролей. Каждая социальная роль представляет собой совокупностьсоциальных связей, которые формируются в результате социальных контактов (цель третьего порядка).

3.Воспитание как внутренняя потребность ребенка. Этот подход вытекает из анализа термина "вос+питание", то есть многократное питание:

- ума(умственное),

- души (эстетическое и нравственное) и

- тела(физическое воспитание),

- которое происходит в процессе труда ума, души и тела (трудовое воспитание).

Как физическое тело требует материальной пищи, так душа требует духовной, а ум – интеллектуальной. Если указанные потребности не удовлетворяются, то появляется недостаток, который нужно восполнить (вос+питать), а не бороться с ним, как принято. Отсюда вытекает цель и основной путь воспитания: восполнение недостатков.

 
Воспитание – это взаимодействие воспитателя и воспитанника с цельюформирования личности для самореализации в основных сферах жизнедеятельности путем восполнения недостатков

 

 


3.ОБРАЗОВАНИЕ мы рассматриваем как процесс и результат обучения и воспитания. В виде формулы это выглядит следующим образом:

Образование = обучение + воспитание

 

Образованность выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе обученность и воспитанность.

Образование можно систематизировать по ряду признаков:

· по уровню образованности начальное, среднее, высшее;

· по профессиональной направленности: медицинское, педагогическое, юридическое и пр.;

· по профилю: гуманитарное, техническое, естественнонаучное;

· по полноте: законченное и незаконченное;

· по значимости: основное (дипломное) и дополнительное (последипломное).

Основные пути приобретения образования – это обучение в соответствующих учебных заведениях и самообразование.

4. РАЗВИТИЕ. В приложении к педагогике:

 

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, происходящих в организме, сознании и поведении человека под воздействием окружающей среды в результате разрешения внешних и внутренних противоречий

 

В зависимости от развивающейся сферы личности, развитие бывает:

· физическим, если развивается организм (рост, вес, костно-мышечная система и пр.);

· психическим, когда речь идет о развитии нервной системы и психических функций (мышление, память, внимание и пр.);

· нравственным, когда совершенствуются нравственные характеристики человека и общества;

· эстетическим, которое развивает эстетические качества, формирует эстетический вкус и пр.

Циклы развития: эволюционныепериоды и революционные.

Периоды эволюционного развития человеканазываются возрастными этапами.

В истории и теории педагогики известны несколько вариантов возрастной периодизации. Наиболее распространенным из них является следующий:

· до одного года – младенческий возраст;

· до трех лет – преддошкольный;

· до шести (семи) – дошкольный;

· 1 – 4 классы – младший школьный;

· 5 – 9 классы – средний школьный (подростковый);

· 10 – 11 классы – старший школьный (юношеский).

 

Категории педагогики (обучение, воспитание, образование и развитие) взаимосвязаны и взаимозависимы. Схематически это выглядит следующим образом:

 


ОБУЧЕНИЕ

                     +     ОБРАЗОВАНИЕ       РАЗВИТИЕ

ВОСИТАНИЕ

 

 


Представленная схема характеризует собой целостность педагогического процесса на категориальном уровне. Она показывает взаимосвязь, взаимозависимость и единство рассмотренных категорий.

 




МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ДИДАКТИКИ

"Методология" от слияния "метод" и "идеология", то есть, "идеологический метод".

Методологиюсегодня трактуют как:

1. систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности и как учение об этой системе;

2. учение о методе научного познания и преобразования мира;

3. учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

В качестве конкретизацииуказанных подходов выделяются три уровня методологии:общая, специальная и частная.

Общая методология обеспечивает наиболее точные представления об общих законах развития объективного мира, о месте и роли в нем тех феноменов, которые изучает данная наука

Специальная методологияили методология конкретной науки позволяет последней формулировать собственные закономерности, относящиеся к своеобразию развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

Частная методология выступает как совокупность методов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Рассмотрение педагогических явлений на всех трех уровнях методологии даетполную научную картину педагогики.

Общая методология – это философские основы науки, педагогики.

Специальная методология – это теоретические основы педагогики. - Частная– это наука о методеисследования.

Науку о методе научного исследования можно рассматривать как

· всеобщую методологию, представляющую собой мировоззренческую позицию и совокупность методов философского познания мира и себя в мире (диалектико-материалистический метод, индуктивно-дедуктивный, детерминантный метод (выявления причинно-следственных зависимостей), метод конкретно-исторического анализа и пр.;

· общенаучную методологию,включающую в себя системный и целостный подходы, оптимизацию избранных процессов, деятельностный и ценностный подходы, характеристику разных типов научных исследований, их этапы, элементы и пр.;

· конкретно-научную методологию как совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной области;

· прикладную методологию, объединяющую в себе методику и технику проведения конкретного исследования.

Подводя итог, можно констатировать, что

 

методология педагогикиотносится к конкретно-научной методологии ипредставляет собойнауку о совокупности методов, принципов исследования и процедур, применяемых в педагогической отрасли знаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...