Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б) Научно-теоретические основы, содержание и методика обучения слепоглухонемых в зарубежной специальной педагогике
Научно-теоретический подход к задачам, содержанию и методам обучения слепоглухонемых в зарубежной науке принципиально отличается от советской школы обучения слепоглухонемых, создателем которой по праву считается известный педагог, профессор И.А. Соколянский. Это отличие касается прежде всего методологических основ понимания процессов познания, которые трактуются, в отличие от советской дефектологической науки, с позиций идеалистической философии. Из письма М. Горького профессору И.А. Соколянскому мы знаем, «что В. Джеме основоположник прагматической философии в своей работе «Многообразие религиозного опыта», анализируя опыт психического развития слепоглухонемых, пытается доказать, что есть нечто выше нашего разума бытие Бога». Представитель немецкой идеалистической психологии В. Штерн объясняет развитие слепоглухонемых «как высвобождение интенции человеческой души». Католическая церковь считает, что опыт обучения слепоглухонемых является «чудом» и «прозрением» души. Не случайно религиозное образование занимает важное место в обучении слепоглухонемых за рубежом. Устами образованных слепоглухонемых церковь пытается доказать существование вечной идеи, которая выше нашего разума. Э. Келлер в своей автобиографической работе «История моей жизни» пишет: «...то, что мы видим, слышим, осязаем, не есть сама действительность, а это лишь несовершенное проявление идеи принципа духовного начала. Идея есть правда, все остальное обман». [20]. Настоящее учебное пособие не ставит своей задачей освещение истории жизни и литературной деятельности Э. Келлер, известной американской слепоглухонемой общественной деятельницы страны. Но как бы ни пытались трактовать факты обучения слепоглухонемых буржуазные психологи и философы, они содержат богатый объективный материал, доказывающий несостоятельность методологических положений самих авторов религиозного профессора П. Арну, пастора Римана, философа-идеалиста В. Джемса и др. Материал, содержащийся в книгах вышеуказанных и других авторов, освобожденный от идеалистической трактовки, доказывал реальную возможность обучения слепоглухонемых и делал проблему педагогической. Благодаря деятельности оставшихся анализаторов осязания, обоняния и др., путем педагогического воздействия можно достигнуть значительных успехов в образовании и воспитании слепоглухонемых, включить их не только в общение с людьми, но и в общественно полезную деятельность. Период обучения слепоглухонемых, с точки зрения зарубежной науки, проходит три этапа: а) добукварный, б) букварный, в) послебукварный. Самым трудным для педагогов является первый этап, когда у слепоглухонемых учеников не сформированы способы общения. По словам известных слепоглухонемых, их больше всего «угнетало», что их не понимали окружающие учителя и родные. Ряд авторов (Арну, Риман, Вейх и др.) считает даже невозможным воздействовать на слепоглухонемых в этот «до речевой» этап их развития. Слепоглухонемой характеризуется как «чурбан», «крот», «низшее животное». Видимо, не случайно большинство образованных слепоглухонемых, жизнь и деятельность которых описана в литературе, начинают свое обучение в сравнительно позднем возрасте: А. Таммерман в 20 лет, Э. Мейстр в 18 лет, Маккер в 16 лет; Э. Келлер, обучение которой началось сравнительно рано (в 7-8 лет) называет себя в доречевой период «маленьким яростным чудовищем». Заслуга зарубежной и, прежде всего, американской, педагогики заключается в том, что она определила задачи воспитания слепоглухонемого в этот период самообслуживание, ориентировка, развитие осязания и т. д. и разработала некоторые важные методы достижения поставленных задач. Важнейшим способом формирования, как навыков самообслуживания, так и вообще актов человеческого поведения на этом этапе служит подражание действиям и поступкам учителя. Основным содержанием и самой главной задачей добукварного периода обучения слепоглухонемого, как справедливо указывают американские и немецкие педагоги, является воспитание у них желания изучить окружающую действительность, потребности учиться. Внося свой большой вклад в разработку методов воспитания слепоглухонемого на первом этапе его обучения, зарубежная наука все же исходит из антинаучных теорий развития слепоглухонемого. Главным критерием развития считалось внезапное «прозрение» души слепоглухонемого ребенка, дающее возможность учителю приступить к обучению речи. В жизни слепоглухонемого, так же как нормального ребенка, действительно наступают моменты, когда он «делает открытие», но это «открытие» подготовляется всем его предшествующим опытом, обучением, а не «прозрением души», как утверждала и утверждает американская специальная педагогика. Учителя, а затем и биографы Э. Келлер особо выделяют факт из ее жизни, который, по их мнению, подтверждает теорию «инсайта» в ее развитии, трактуя его с почти т ;1дсал;1ст1[';сской философии Джемса. В биографии Э. Келлер рассказывается, как ее учительница А. Селливан долгое время не могла объяснить слепоглухонемой девочке, что каждая вещь имеет свое обозначение. Но однажды, самостоятельно гуляя по двору, девочка натолкнулась на колонку с водой и случайно открыла кран. Именно здесь произошло «прозрение» души Э. Келлер. Она кинулась к своей учительнице, потребовала обозначить дактильно «вода». С этого времени начинается настоящее ее обучение. Причем роль А. Селливан, по описаниям биографов Э. Келлер, сводилась главным образом к тому, чтобы удовлетворить любознательность девочки, обеспечить ей такие условия, где она могла бы высвободить «интенцию человеческой души». Успех в обучении слепоглухонемых на данном этапе обусловлен умением педагога найти способы проявления врожденной идеи у слепоглухонемого подростка. Теоретическая несостоятельность этих положений науки об обучении слепоглухонемых очевидна. Однако практические выводы, касающиеся решения задач, стоящих перед учителем слепоглухонемого ребенка на первом этапе обучения, оцениваются советской наукой положительно, уточняются и развиваются в опыте работы советского учебного заведения для слепоглухонемых. Важным и длительным этапом обучения слепоглухонемых является период овладения ими речью, грамматическим строем и семантикой родного языка. Путь решения этой важной задачи в разных странах определяется своеобразно, в зависимости от целей обучения, теории и уровня науки. Так, овладению речью Лаурой Бриджман начиналось с обычного рельефного алфавита, затем дактилологии; Р. Каста начали обучать сразу звуковой речи. Во Франции обучение начиналось с языка жестов, потом дактилологии, письменной речи и только потом звуковой. Американская педагогика со времени эксперимента с Э. Келлер начинает обучение сразу с формирования звуковой речи. Фактически цель науки об обучении слепоглухонемых в зарубежной педагогике сводится к формированию элементарной звуковой речи, приобретению элементарных знаний, овладению навыками самообслуживания, и некоторыми трудовыми навыками. За исключением Э. Келлер, мировая история не может назвать ни одного слепоглухонемого, достигшего среднего уровня развития нормально видящего и слышащего человека. Что касается Э. Келлер, то по свидетельству ряда бибиографов, «только случайность спасла ее от умственного тупика». Прилагая огромные усилия, имея хорошие природные способности, Э. Келлер с помощью своих педагогов, при постоянной упорной работе достигла высокого развития, став доктором философии. Этим она обязана науке, а не «прозрению», как пытаются доказать некоторые психологи и она сама. Вокруг нее была поднята шумиха, ее назвали чудом XX века. Доктор Риман должен был признать, что ему лично... «многое из истории Э. Келлер кажется преувеличенным или не вполне самостоятельным. Ведь, когда читаешь ее книгу, писал доктор Риман, местами готов позавидовать ей и сказать: "жаль, что я не глухонемой и слепой. Напрасно пишут такие книги. Это вредно для дела». Буржуазная наука, выражая идеологию своего класса, не ставила и не может ставить задачи дать слепоглухонемому систему знаний, приобщить к общественно полезному труду, так как в капиталистических странах до сих пор слепоглухонемой является лишь объектом призрения частных лиц или учреждений, в которых он воспитывается. Классовое общество влияет на личность слепоглухонемого человека, спекулирует на его дефекте, пытаясь сделать из него орудие пропаганды своей идеологии и политики. Э. Келлер незадолго до своей смерти (конец 50-х гг. XX века) в составе американского «корпуса мира» была направлена на Ближний Восток для пропаганды идеи американского империализма, завуалированных словами о мире и прогрессе. Сделав из одной слепоглухонемой монахиню, французская католическая церковь считает это большой победой. Большое место отводила и отводит зарубежная специальная педагогика организации процесса обучения. В большинстве стран обучение слепоглухонемых детей носило индивидуальный характер. Продолжая традиции американской школы, институт им. Перкинса в США, где до сих пор имеется большое отделение для обучения слепоглухонемых, своим опытом утверждает невозможность иного решения этого вопроса. Индивидуальное обучение в зарубежных учреждениях для слепоглухонемых проводится в «естественно-жизненных ситуациях». Занятия в специально отведенные часы (уроки) проводятся также индивидуально. Таким образом, слепоглухонемой исключается из активного и целенаправленного общения со своими сверстниками, а ведь общение является важным условием его включения в коллектив после окончании учебного заведения. Что касается третьего этапа в обучении слепоглухонемых, то в практике работы зарубежных учреждений он ограничивался и ограничивается приобретением элементарных профессий. Дальше вязания крючком, изготовления щеток и бытового обслуживания зарубежная школа не пошла и вряд ли пойдет, если, по свидетельству ряда видных философов и педагогов, «слепота и глухота должна рассматриваться настоящей смертью». Л. Кэролл, Летуан, описывая; успехи слепоглухонемой М. Эрен, одновременно утверждает, что «слепоглухие от рождения есть вырожденцы, близкие к идиотам или калекам». [53]. Советская наука, опираясь на материалистическую философию, физиологию, психологию и другие науки, сумела разработать педагогику, обеспечивающую, по словам М. Горького, победу нашего разума, свободно и бесстрашно исследующего явления природы. [53]. Работы А.И. Соколянского, Е.И. Мещерякова и их учеников, замечательные книги О.И. Скороходовой, по словам известного советского психолога А.Н. Леонтьева, «всем своим содержанием выступают против той идейной атмосферы, которая создалась вокруг духовного прозрения слепоглухонемых в Америке и Западной Европе» [53]. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1. Э. Келлер. История моей жизни. «Слепец». СПб., 1895. 2. А.В. Ярмоленко. Очерки психологии слепоглухонемых. ЛГУ, 1961.
ГЛАВА IV |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 494. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |