Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и развитие тифлопедагогической теории и практики обучения слабовидящих детей




А) Развитие системы учреждений для слабовидящих детей, задачи и содержание их обучения

Если начало систематического обучения слепых относится к концу XVIII века, то вопрос о специальном обучении слабовидящих детей практически был решен лишь 100 лет спустя, в начале XX века, хотя в ряде стран и предпринимались попытки раздельного обучения слепых и слабовидящих детей. Имеются сведения о том, что в Австрии, в Вене, врач-офтальмолог Франц фон Техейе, участвовавший в открытии первой школы слепых, в 1802 году высказывает мысль, что «дети, имеющие остаточное зрение не должны помещаться вместе со слепыми. Им необходимы особые условия для обучения». [60]. Лишь в 1892 году была сделана попытка организовать два специальных класса для детей с остаточным зрением в Амстердамском институте слепых. Но эти классы были вскоре закрыты. В 1894 году Поррис (Дания) выступил на съезде по делам обучения слепых с докладом о необходимости организации классов для детей, имеющих остаточное зрение. В 1898 году поднимается вопрос об организации классов слабовидящих в Будапеште. В 1902 году журнал «Blindenfreund» помещает статью доктора Брандшемера, в которой тот пишет, что «только тогда дело слепых будет хорошо поставлено, когда будут раздельные учреждения для полностью слепых и полузрячих. В работе с последними должен быть применен метод «зрячих». В 1902 году на Брюссельском конгрессе был поставлен вопрос о раздельном обучении слепых и слабовидящих. Однако все эти и другие попытки создать классы для детей с частичным нарушением зрения не увенчались успехом.

Только с развитием тифлопедагогической науки и офтальмологии, обосновывающих необходимость раздельного обучения слепых и слабовидящих детей, развивается новое направление в теории обучения детей с нарушением зрения.

Родиной первых классов «охраны зрения» является Англия, где врачом офтальмологом Гартманом в 1908 году была открыта «школа для близоруких», в состав которой вошли дети из школы слепых, имеющие остаточное зрение, и из массовых школ, где они, в силу своего зрительного дефекта, встречали большие трудности в обучении.

В 1908 году в Англии состоялась конференция, где подводились первые итоги работы в специальных классах «охраны зрения» и где присутствовали тифлопедагоги из других стран. Вскоре по опыту Англии открываются первые классы для слабовидящих в Германии. Первая школа для слабовидящих в Европе открывается в 1913 году в Страсбурге. В США доктор Э. Аллен, познакомив педагогические круги с опытом обучения слабовидящих в Англии, осуществил открытие первых классов «охраны зрения» в г. Бостоне в 1913 году. Во Франции классы для слабовидящих открываются накануне первой мировой войны по инициативе доктора П. Виллея.

К 1920 году новый тип школы для детей с нарушением зрения существует в большинстве стран Европы, Азии и Америки. Так же как и школы слепых, школы слабовидящих носят, как правило, частный характер, открываются за счет пожертвований отдельных лиц или за счет местных средств, выделенных муниципалитетами Франции, штатами США и др.

Предметом острой дискуссии и при образовании нового типа учреждений был вопрос о классификации слепых и слабовидящих.

Тифлопедагоги и офтальмологи приходят к выводу, что к слабовидящим необходимо отнести детей, различительная способность зрения которых позволяет им воспринимать форму окружающих предметов.

За основу классификации поэтому была взята острота зрения слабо-видящих детей, но ни тифлопсихология, ни офтальмология не располагали достаточно достоверными экспериментальными данными о состоянии зрительных функций слабовидящих детей.

Вопрос о том, каких детей с какой остротой зрения относить к той или иной группе, решался в разных странах по-разному: в США и Италии к слабовидящим относили детей с остротой зрения на лучше видящий глаз с коррекцией от 0,1 до 0,3 нормального зрения, в Германии, Англии от 0,05 до 0,25 и т. д.

Большое влияние на определение задач, содержания и особенно методов обучения слабовидящих в зарубежной тифлопедагогике оказала офтальмология, чему способствовали и субъективные факторы: большинство организаторов раздельного обучения слепых и слабовидящих были врачи Гартман (Англия), Херцог (Германия), Хедлей (США) и др.

Офтальмология же начала и середины XX века делала свои научно-практические выводы, опираясь на зрительную теорию Л.Г. Гельмгольца, философской и естественной основой которой было учение Мюллера о специфической энергии органов чувств. Гносеологическими корнями этого учения была теория агностицизма Канта, теория иероглифов.

Задача школы заключалась, прежде всего, в охране зрения слабовидящего школьника. Первые школы для слабовидящих так и назывались «классы и школы охраны зрения». Однако, правильно понимая главную задачу школы, тифлопедагоги и офтальмологи по-разному подходили к ее решению. Так, в Германии и Англии охрана зрения осуществлялась главным образом за счет сохранения учебной программы общеобразовательной школы (хотя и она была значительно полнее программы школы слепых). За основу брался план городской массовой школы. В США хотя и считалось, что первоочередной задачей школы слабовидящих является охрана зрения, однако тифлопедагоги исходили в своей деятельности из того, что слабовидящие ни чем не отличаются от своих зрячих сверстников.

По мнению американских тифлопедагогов, слабовидящие лишь располагают меньшими возможностями в восприятии с помощью зрительного анализатора. Поэтому общеобразовательная подготовка давалась наравне с нормально видящими. Представители американской тифлопедагогики не видят необходимости выделения, этой категории детей в отдельные школы: учащиеся классов охраны зрения не составляют обособленной группы. Слабовидящие дети находятся обычно в общем классе с нормально видящими во время работы, не требующей применения зрения.

Есть основания говорить, что главный способ охраны зрения представители американской школы видели в исключении зрения из деятельности в процессе усвоения учебного материала,

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...