Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение и развитие теории и практики обучения слепоглухонемых детей
А) Развитие практики обучения слепоглухонемых Возможность изучения и обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи, издавна привлекала внимание выдающихся ученых прошлого, которые могли говорить лишь о значении изучения слепоглухонемых для сравнения с нормально слышащими и видящими людьми (Ван Чун, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Д. Дидро и др.). Однако опыт индивидуального обучения и воспитания слепоглухонемых возникает лишь в 30-х гг. XIX века, когда в большинстве европейских стран уже складываются системы обучения слепых и глухих. Первые попытки обучения слепоглухонемых возникаю почти одновременно в США, Бельгии, Германии и в других странах, но родиной педагогики слепоглухонемых стали США, где в 1837 году в институте слепых им. Перкинса, расположенном под городом Бостоном, была осуществлена попытка обучения слепоглухонемой девочки Лауры Бриджман. Она родилась в семье бедного фермера, в 2-летнем возрасте лишилась зрения, слуха и частично обоняния. Доктор С. Гоу, директор и основатель учреждения для слепых, заинтересовался слепоглухонемой девочкой и принял ее в число своих воспитанников. Лаура Бриджман усвоила азбуку глухонемых, овладела шрифтом Брайля, с помощью которых она могла общаться с окружающими. Девочка была обучена рукоделию, чтению молитв, самообслуживанию и некоторым другим трудовым навыкам. В 12 лет она начала вести дневник, куда записывала свои впечатления. Опыт обучения Л. Бриджман получил широкую известность. О ней был опубликован ряд работ, привлекших внимание широкой общественности. В 1842 году великий английский писатель Ч. Диккенс, посетивший США, писал в «Американских эскизах»: «Это белокурое существо, отрешенное от мира, обладающее одним чувством осязания. Лицо девочки прилично и умно. Ее волосы и платье прибраны своими руками. Все аккуратно и скромно». [37]. Докторами С. Гоу и М. Ламсоном ее учителями были опубликованы исследования, в которых они описывали процесс обучения слепоглухонемой девочки. Эти работы в дальнейшем были использованы психологами В. Ерузалемом, Ш. Штерном и др. для создания своей концепции процессов познания у слепоглухонемых. Хотя успех обучения американской слепоглухонемой был весьма преувеличен, но первый опыт овладения словесной речью слепоглухонемым положил начало практике обучения и создания науки об обучении детей, лишенных зрения, слуха и речи. В 1836 году слепая от рождения и оглохшая в раннем детстве Анна Таммерман в 20-летнем возрасте попадает в Брюссельский институт глухонемых. Она была там обучена мимической речи глухих, элементарно усвоила словесную речь, пользуясь шрифтом слепых. В 1845 году учителю слепых X. Хирцелю удается обучить слепоглухонемого Э. Мейстра звуковой речи. X. Хирцель предлагает своему ученику ощупывать предметы и усваивать их названия, написанные шрифтом слепых. Затем он разлагал усвоенные слова на буквы и таким образом научил слепоглухонемого ученика дактильной речи. Пользуясь различными «призмами» и «шарами», X. Хирцель устанавливал язык ученика в нужных положениях, учил произносить слепоглухонемого те или иные слова. Хотя произношение Э. Мейстра было очень неясным, опыт обучения звуковой речи заслуживал серьезного внимания. В середине XIX века учреждения для слепоглухонемых начинают возникать во многих странах: в США после удачного опыта обучения Лауры Бриджман открывается отделение для слепоглухонемых в институте им. Перкинса, во Франции при школе слепых в 1860 году открывается отделение в г. Ларни, в Канаде в г. Монреале и др. Однако говорить о научно обоснованных методах обучения в эти годы еще нельзя: методика индивидуального обучения носила поисковый, случайный характер. Специальная психология еще неприступила к изучению основных процессов познавательной деятельности слепоглухонемых, что тормозило создание рациональных, научно обоснованных способов обучения слепых детей с нарушением слуха и речи. Лишь в конце XIX начале XX века, когда был осуществлен удачный эксперимент обучения слепоглухонемой американки Э. Келлер, когда накопился достаточный опыт обучения слепоглухонемых во Франции, Швеции, Германии, Канаде, Бельгии, стало возможным говорить о зарождении психологии и педагогики слепоглухонемых, которые связаны с именами С. Гоу, Анагноса в США, П. Арну во Франции, Лендеринка в Голландии, Римана в Германии и др. В настоящее время учреждения для слепоглухонемых существуют в большинстве стран Европы, Америки, Азии как отделения школ слепых или глухих. Обучение в них не выходит за рамки индивидуального, даже в таком известном учреждении, как институт имени Перкинса в США.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 493. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |