Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Французское направление в тифлопедагогике и практике обучения слепых и слабовидящих детей
В конце 70-80-х гг. XIX века во Франции складывается система обучения детей с дефектом зрения, отражающая общий уровень развития тифлопедагогики второго периода. Французская тифлопедагогика, так же как и немецкая, получает широкое признание и распространение во многих странах. Некоторые ее положения легли в основу организации практики обучения слепых не только в Европе, но и в Азии, Африке и Южной Америке, что дает основание говорить о французском направлении в тифлопедагогике конца XIX начала XX века. На развитии французской тифлопедагогики и практики обучения слепых детей отразились как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам следует отнести, прежде всего, социально-экономические и политические изменения, происшедшие во французском обществе того времени. Разгром Парижской коммуны привел к капитуляции Франции во франко-прусской войне. Франция должна была выплатить огромную контрибуцию, что отрицательно сказалось на экономическом развитии страны. Крупная буржуазия, пришедшая к власти, стремилась решить трудности, обусловленные войной, за счет ограбления народных масс. Правительство сводит к минимуму ассигнования на нужды здравоохранения, просвещения и др. Дело обучения слепых детей остается в руках частных лиц. Правительство лишь ограничивается материальной помощью Парижскому институту слепых. В результате в стране нет обязательного обучения слепых, хотя правительство в 1882 году и дало обещание открыть специальные учебные заведения для слепых. Национальный институт слепых не расширялся, и желающим поступить в него приходилось ждать своей очереди по несколько лет. В этот период в стране существовало еще 24 учебных заведения, крупнейшим из которых являлось училище им. Л. Брайля в департаменте Сены. Остальные частные училища были очень малочисленны (от 4 до 15 человек), не были связаны между собой, их деятельность сводилась к обучению слепых чтению, письму, счету и ремеслу. Такая разобщенность учебных заведений для слепых привела к тому, что очень немногие тифлопедагоги занимались исследованиями в области психологии, педагогики и методики обучения слепых. По свидетельству В. Гандера, «французская тифлопедагогическая литература в этот период, по сравнению с немецкой и американской, очень бедна». [10] .Учебные заведения слепых находятся под сильным влиянием католической церкви, на средства которой содержится ряд приютов для слепых девушек и престарелых слепых, а также некоторые училища. К субъективным факторам, повлиявшим на развитие тифлопедaгoгики, относится то, что два крупнейших французских тифлопедагога, обобщившие опыт обучения слепых во Франции и теоретически обосновавшие положения своего направления в тифлопедагогике, П. Биллей и М. де-Сизеран были слепыми (один ослеп в 9 лет, другой в 5 лет). Оба они происходили из состоятельных буржуазных семей. Решая многие принципиальные вопросы теории, они опирались главным образом на свой опыт самонаблюдения и обобщили свои выводы и для слепых от рождения. Ведущие французские тифлопедагоги в определении задач, содержания и основных методов обучения исходили из концепций идеалистического рационализма, считая единственно достоверные источником познания разум. Французская тифлопедагогика того периода утверждала, что «чувственное познание часто обманывает людей, хотя и побуждает к мыслительному акту». Из всех видов чувственного познания предпочтение отдается слуховым восприятиям М. де Сизеран и П. Виллей считают, что зрение не является ведущим органом в познании окружающего мира. «Зрение утверждает М де-Сизеран, не имеет первенства перед другими чувствами, как это принято считать. Слух и осязание составляют больше познании, чем зрение, восторг часто обманывает. Зрение лишь прибавляет понятие о цвете и перспективе, то есть о видимой красоте и только». [46] П Биллей тоже разделяет эту точку зрения, он пишет «Мы установили, что у слепых нет никаких особенностей в познании мира, так как зрение не главное в восприятии его». [Ю] Нет необходимости подробно говорить о научной несостоятельности этих положений материалистическая философия, физиология, психология доказали значение зрительного анализатора в познании окружающего мира, установили особенности и связь между зрительными и другими восприятиями, а советская тифлопсихология указала пути компенсации зрительного дефекта. Французская тифлопедагогика, опираясь на исходные положения, приведенные выше, устанавливает задачи, методы, содержание обучения и воспитания слепых. В некоторых случаях она делает правильные практические выводы относительно психологическою развития слепого ребенка и высказывает более гуманные (по сравнению с немецкой тифлопедагогикой), прогрессивные взгляды в оценке личности слепого и возможностей его развития. Так, французская тифлопедагогика, в противоположность немецкой, делает правильный вывод в том, «что сама по себе слепота, если она не произошла в связи с расстройством мозга, не является непреодолимой преградой для развития умственных способностей слепого». [10, 46] Сделав правильный вывод о способности слепых к умственному развитию, французская тифлопедагогика остается верна своему главному положению, основанному на рационалистической трактовке процессов познания человека в определении целей, содержания и методов обучения слепых. Она определяет тип мышления слепого логическим и считает, что основной целью учебного заведения является «развить ученика умственно, здесь он не только сможет догнать зрячих сверстников, но и опередить их». [10] На основе этих выводов предлагаются 9-летний курс образования, программы учебных заведений, где естественные науки сведены до минимума и широко представлены такие предметы, как литература, история, риторика, психология и др., в изучении которых, по мнению французских тифлопедагогов, слепые могли соперничать со зрячими. Практически высказанные идеи относительно целей и содержания обучения были осуществлены только в Парижском институте слепых. Что касается других частных заведений страны, то дело их создателей было принять или не принять эту программу обучения. Фактически другие учебные заведения ограничивались элементарным образованием и ремеслом. М. де-Сизеран был более последовательным в пропаганде своих взглядов П Биллей, оставаясь в целом на высказанных выше позициях, иногда делает уступки, учитывая реальную действительность, и вносил в свои выводы «уточнения и поправки». Например, он уточняет, что слепой сознает, что его способности могут развиваться только в области умственною труда, и в то же время вынужден признать, что среди слепых, как и среди зрячих, не все способны к получению высшего образования. Французская тифлопедагогика делит школу на две ступени, расходясь с немецкой в определении целей и содержания обучения в школах 2-й степени. Лозунг французской школы слепых 2-й ступени выражен словами «Пусть свет знаний заменит слепым свет солнца». Исходя из диаметрально противоположных взглядов в оценке роли зрения в познании мира, определяя тип мышления слепого как логический, французская тифлопедагогика считает словесные методы обучения слепых детей главными в 1 и 2-й ступени «Громкое чтение, которое так любят слепые пишет М. де-Сизеран, занимает серьезное место в их обучении. Нет лучшего и быстрейшего способа ознакомить их с образами литературы и истории, а Эйфелеву башню в класс не принесешь». [101 П. Вилей так же придает большое значение и отводит значительное место устным методам обучения в школе слепых, «чтение вслух, пишет он, должно играть в детстве слепого рот1 заменителя зрения, и оно должно им оставаться в продолжение всей его жизни». [10] Эти положения представHTCiei французской тифлопедагогики осуществлялись на практике в Парижском институте слепых, а также в училищах других стран, где создатели их разделяли эту точку зрения. Русская учительница С. Эллис, посетив Парижский институт в 1895 году, писала в журнале «Слепец». «В стенах отого заведения давно пришли к убеждению, что мир звуков ..^мый Т.ОСЛПНЫИ в большинстве случаев для слепца» [50]. Перед школой 1-й степени и французская, и немецкая тифлопедагогика И|\а ciciBii iu uCLmi^ за 1^4,1 о^о^тит^ представления слепых, тренировать органы чувств, развить слепых физически. Систематических научных знаний начальные i-iaccbi не ^лютО, так ecли задачи обучения французской, немецкой тифлопедагогики совпадают, то способы и уровень решения этих задач различны. Во-первых, французские тифлопедагоги, решая задачи развития органов чувств, делают упор на развитие слуха, а не осязания, считая слух важнейшим средством в познавательной, трудовой деятельности и ориентировке слепого. При этом они разделяют точку зрения немецкой тифлопедагогики об ограниченности осязания слепого. П Биллей считает, так же как и большинство немецких тифлопедагогов, что «поле осязания слепого ограничено охватом рук». Во-вторых, французская тифлопедагогика утверждает, что решение оказанных задач в начальных классах доступно в полной мере только слепому учителю. Свои утверждения П. Биллей, М де-Сизеран обосновывают разными способами познания мира слепыми и зрячими, что приводит их к выводу, что слепого может понять только слепой. Взгляды французских тифлопедагогов на слепого учителя вытекают из их противоречивых суждении о личности незрячего. С одной стороны, слепой, по мнению П. Биллея и М де-Сизерана, ничем не отличается от зрячего; с другой между ними существует непроходимая пропасть, не позволяющая даже «культурным и долго живущим среди слепых зрячим людям найти общий язык и понять слепого». [10, 46]. Практически эти взгляды выражались в том, что во французских учебных заведениях действовал устав, согласно которому в школы слепых, особенно в начальные, допускалось от 10 до 15% зрячих учителей. П Биллей, М. де Сизеран и их последователь П. Анри постоянно противопоставляют слепых зрячим. Не видя выхода в решении трудовой проблемы взрослых слепых, не желая понимать основную причину всех затруднений, стоящих на пути материального и социальною благополучия слепого труженика, указанные тифлопедагоги видят главными виновниками тяжелого положения слепого зрячих конкурентов рабочих, музыкантов, ремесленников и т. д. Становится понятной основная причина, побудившая французских тифлопедагогов искать научное доказательство для обоснования тезиса о слепом учителе П. Биллей в своих книгах между строк высказывает основную причину «Французская с'к-ic>id i^xgt'^t в решении этого вопроса из гуманности, слепым труднее, чем зрячим, найти себе заработок». Справедливо писал советский тифлопедагог В.А. Гандер в 1936 году по поводу этого положения П. Биллея: «С автором нельзя согласиться, что «по мотивам гуманного свойства» следует отдавать предпочтение слепым учителям перед зрячими с точки зрения гуманности, нужно больше иметь в виду те десятки и сотни детей, которых приходится обучать и воспитывать, нежели интересы одного лица, как бы ни желательно было позаботиться о нем и хорошо его устроить в материальном отношении». [10] Понимая неубедительность своих положений о преимуществе слепого учителя в условиях учебного заведения, которое призвано не только учить и воспитывать, французские тифлопедагоги находят выход: при каждом слепом учителе иметь зрячего наставника, который занимается воспитанием учеников класса и помогает слабому учителю поддерживать дисциплину во время уроков, гуляя по коридору института. Так же как и немецкая система обучения слепых, французская тифлопедагогика видит конечную цель образования в подготовке слепого к самостоятельной трудовой жизни, соединяя в институтах и училищах обучение и воспитание с профессиональной подготовкой слепых. «Без сомнения, пишет М. де-Сизеран, приятно знать правописание, арифметику, геометрию, но это не дает слепому средств к существованию. Улучшение его судьбы может быть достигнуто только при помощи полного профессионального образования». [46]. Соглашаясь с немецкой тифлопедагогикой в определении конечных целей обучения слепых, французская тифлопедагогика решает задачи профессиональной подготовки с иных теоретических позиций: если слух служит важнейшим органом познания у слепого, если в овладении научными гуманитарными знаниями у него больше возможностей, чем даже у зрячих, следовательно, основными профессиями, к которым готовит слепых учебное заведение, являются профессии музыкантов, настройщиков, юристов, учителей, историков, литераторов и др. Только малоспособным слепым детям отводится роль ремесленников, которые никогда не будут иметь успеха и материальной независимости в обществе. «Лучший слепой работник, пишет М. де-Сизеран, если он к ремеслу не присоединяет торговлю, не достигает трудом ничего, кроме сухого хлеба. Музыкант может при благоприятной обстановке, с талантом и любовью к порядку, выйти из ленржпп трудностей». [W]. В подготовке музыкантов-профессионалов Парижский институт и другие учебные заведения слепых достигли некоторых успехов. Но причины этого успеха заключаются не в том, что слепота обостряет музыкальный слух и способствует развитию дарований слепых, а в том, что среди учителей Парижского института слепых было много первоклассных музыкантов, профессоров консерватории. Две трети учебного времени тратилось на музыкальную подготовку. Лишь единицы из выпускников Парижского института слепых стали известными музыкантами. Основная масса «учащихся достигла уровня музыканта-ремесленника» на пути которого стояли огромные трудности трудоустройства. Применение своему труду большинство слепых музыкантов находили в провинциальных католических храмах, в качестве учителей музыки в начальных массовых школах, настройщиков по найму. Французская тифлопедагогика пытается найти пути решения трудовой проблемы слепого музыканта. Но единственное, что могли предложить французские тифлопедагоги обществу, это «отдать предпочтение слепому учителю музыки при найме его на работу». [10; 46]. Французская тифлопедагогика в решении задач воспитания, как и немецкая, исходит из общепедагогических целей, поставленных буржуазным государством перед школой. Эти педагогические задачи учебных заведений слепых Франции имеют несколько иной характер, чем в Германии, и выражают идеи религиозной католической морали. Считая физическое развитие также главнейшей стороной воспитания слепых, французская тифлопедагогика выдвигает на первый план воспитания у слепых таких черт поведения, которые обеспечивали бы ему доброе и приветливое отношение со стороны зрячих, в обществе которых он живет. Так как эти стороны воспитания имеют общечеловеческий характер, отражают стремление учителей помочь слепому школьнику, многие из рекомендаций и советов не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Например, французская тифлопедагогика детально разработала способы обучения слепых домоводству, самообслуживанию. В практике учебных заведений большое внимание уделялось вопросам умения держать себя в обществе зрячих за столом, общественном месте. Тифлопедагогика справедливо подчеркивала задачу воспитания у слепых чувства собственного достоинства. Особое значение придавалось гигиеническим навыкам: соблюдению личной гигиены, охране осязания, слуха, обоняния и т. д. Французские тифлопедагоги пытаются решить некоторые вопросы нравственного воспитания. При этом они исходят из правильного положения, что об основных нравственных качествах слепого нельзя судить, исходя из его физического недостатка, который, правда, служит предпосылкой для развития некоторых отрицательных сторон личности слепого, например подозрительности, эгоизма. Задача учебного заведения заключается в преодолении этих недостатков, которые при правильном воспитании могут быть ликвидированы. В заключение необходимо отметить большую общественную деятельность указанных тифлопедагогов П. Биллея (1877-1933 гг.) и М. де-Сизерана (1857-1919 гг.) в деле помощи слепым. М. де-Сизеран явился первым издателем журналов «В. Гаюи» для зрячих и «Л. Брайль» для слепых. Он принимал активное участие в создании музея им. В. Гаюи. По инициативе М. де-Сизерана была основана ассоциация им. В. Гаюи, которая вела активную работу по решению насущных проблем обучения, воспитания и трудоустройства слепых. П. Биллей являлся активным членом международной организации помощи слепым, принимая участие в работе с ослепшими во время первой мировой, войны, положил начало практике обучения слабовидящих детей во Франции. Классовый подход, методологическая и научная несостоятельность французских тифлопедагогов в решении основных проблем тифлопедагогики очевидны. Однако в научной и практической деятельности французских тифлопедагогов имеется ряд важных для науки и практики выводов, которые должны быть - учтены в разработке дальнейших задач обучения и воспитания детей с тяжелым нарушением зрения. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1. П. Виллей. Педагогика слепых. М., 1936. 2. М. де - Сизеран. Слепец о слепцах. СПб., 185^!. 3. Л.И. Скребицкий. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе, гл. VVI. СПб., 1903.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 872. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |