Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей




В конце XIX века большинство капиталистических стран Европы и Северной Америки переживают социально-экономический кризис капитализма, первый крупный удар которому был нанесен Парижской коммуной, превращается в тормоз общественного развития.

По определению В.И. Ленина, капитализм переживает последнюю стадию своего развития империализм. Кризис в области социально экономических отношений приводит к кризису идеологии господствующего класса буржуазии, ^тсрт в начале XIX века ^пта п^ситст^ псрсдспьт^птей Реакция в идеологии сказывает прямое влияние на буржуазную педагогическую науку, практику школ, содержание и задачи обучения.

Буржуазная педагогика этого периода развивается по многим направлениям, но все они объединены одной задачей: организовать обучение детей из народа в соответствии с интересами господствующего класса, а детей, принадлежащих к господствующему классу, подготовить к особому положению в обществе.

Самым реакционным в Европе этого периода явилось Германское государство, поэтому наиболее реакционные теории в общей и специальной педагогике возникают в этой стране.

Это отражается на теории и практике обучения слепых детей идеи В. Гаюи, С. Гоу, А. Цсине о задачах и содержании обучения слепых уже не отвечают запросам времени. Стремление первых тифлопедагогов дать широкое образование слепым, признать за ними все общественные права расценивается как серьезный недостаток науки о слепых.

Взгляды на слепого, его положение в обществе, возможности получения образования резко расходятся с теми, которыми руководствовались тифлопедагоги первого периода в своей практической деятельности, часто вступая в противоречие с официальной точкой зрения буржуазного государства.

Исследования в области специальной психологии и специальной педагогики направлены на доказательство основного положения тифлопедагогики; «Мы должны рассматривать слепого как человека иного рода, нежели зрячий Слепота вызывает выпадение многообразных стимулов. Может ли такой человек сформироваться как личность. Нет. Слепые являются только тенью, только подобием человека, так как их умственный кругозор не идет дальше того что они могут потрогать рукой». [8]

Однако буржуазия в связи с развитием машинного производства была вынуждена давать элементарное образование молодежи из народа, так как она нуждалась в людях, умеющих управлять машинами. В ряде стран принимаются законы об обязательном начальном образовании для детей рабочих и крестьян. Желая показать свою надклассовую роль в деле обучения всех категорий детей, буржуазные государства принимают законы об обязательном начальном обучении слепых детей Австрия в 188S год, Англия в 1893-м, Саксония в 1872-м. Пруссия в 1871 м, Франция в 1898-м, США в 1856 году. Выполнять эти законы государство поручает не министерству просвещения, а возлагает на плечи различных благотворительных обществ, ассоциаций местных муниципалитетов и штатов, а также на организации типа Английского королевского общества, создающего видимость государственной помощи слепым.

Вмешательство буржуазного государства в дело обучения слепых объясняется не гуманностью, а желанием найти более дешевый путь содержания физически дефективных детей из народа. Сущность всей этой заботы буржуазного государства выразила резолюция немецкого съезда учителей в 19l4 году, где записано. «Для государства дешевле дать первоначальное образование и профессию слепому, с тем чтобы он затем сам думал о своей судьбе, чем тащить на плечах непомерное бремя пансионирования на протяжении всей его жизни».[45].

Несмотря на буржуазную сущность указанных законов об обязательном обучении, они сыграли положительную роль в развитии сети школ слепых, количество которых к концу XIX началу XX века значительно возросло. Открываются школы слепых в слаборазвитых странах Европы: Испании, Португалии, на Балканском полуострове.

Английская и американская буржуазия через свои миссии, желая прикрыть свою захватническую политику, открывает первые учебные заведения в колониях и полуколониях Китае, Индии, странах Северной Африки и Южной Америки.

Конечно, открытие учебных заведений приютского типа в этих странах носило пропагандистский характер, оно не решало проблемы обучения слепых детей из народа, родители которых были лишены всех социальных и экономических прав. Но обучение слепых явилось важным условием, обеспечивающим развитии тифлопедагогики, отражавшей современные ей взгляды на слепого и вооружавшей учителя методами и приемами обучения и воспитания детей, лишенных зрения.

Отсюда следует, что главной предпосылкой развития тифлопедагогики конца XIX века явились изменения социально-экономического характера, происшедшие в буржуазном обществе этого периода.

Положительную роль в развитии тифлопедагогики второго периода сыграли достижения в смежных науках психологии, физиологии общей педагогике, офтальмологии и т д.

Так, например, работы Эрисмана, Кона о возникновении школьной близорукости явились предпосылкой развития нового направления в практике обучения слабовидящих детей.

Изучение органов чувств человека, их места и роли в познавательной деятельности дало возможность пересмотреть основные положения методики обучения слепых, которая в первый период ее развития считала слух ведущим в познавательной и учебной деятельности слепых.

Конец XIX века начало империалистических войн за передел мира (франко-прусская война, война на Балканском полуострове, первая империалистическая война). Эти войны приводят к увеличению массы слепых, на которых буржуазное государство было вынуждено обратить внимание, не ограничиваясь только выдачей пенсии. Создаются учреждения по профессиональной подготовке военноослепших, выделяются средства на изучение проблем их «интеграции» и т. д. Военноослепшие располагают большими социальными правами, чем слепые от рождения. Они включаются в конце XIX века в борьбу за права слепых в обществе в организацию дела обучения слепых детей.

В некоторых странах Англии, Франции, США военноослепшим удается привлечь внимание широкой общественности не только к себе, но и к бедственному положению многих школ слепых.

Некоторые из этих школ начинают опекаться организациями военноослепших.

В 70-х гг. XIX века делается попытка преодолеть большой недостаток тифлопедагогики первою периода ее разобщенность.

Большую роль в объединении сил тифлопедагогики и ее развитии сыграли международные съезды учителей школ и институтов слепых, которым было положено начало в 1873 году в Вене, а также национальные съезды, когда приобщились представители других стран.

Указанные выше предпосылки обусловили широкое развитие науки об образовании и воспитании слепых детей

Тифлопедагогика в конце 70-х гг. XIX века создает свою теорию, определяет специфические задачи, содержание и принципы обучения детей с дефектами зрения на основе изучения их познавательных процессов.

Происходит дифференциация дефектологической науки специальная психология первая выделяется из общей системы наук по обучении и воспитании слепых. Дифференциация происходит и в практике обучения детей с дефектами зрения. Открываются лечебные заведения для слабовидящих слепоглухонемых, слабоумных слепых детей.

Делается попытка разработать методы и принципы обучения этих групп детей с нарушением зрения. Но лепехи, достигнутые в этот период, должны быть оценены критически, прежде всего потому, что проблемы теории тифлопедагогики решаются с чуждых для нас классовых позиций, ее выводы недостаточно научно обоснованы.

Буржуазная педагогика первой половины XX века страдала, по выражению Дж. Берна та «всеми пороками, присущими общественным наукам. Будучи неспособной признавать изменившийся характер общества или его классовую структуру, теория педагогики сознательно, так же как и бессознательно, считала это общество неизменным и стремилась найти способы приспособить к этому обществу учащихся, что неизбежно делало теорию педагогики догмой».[33]

Приведенное положение полностью распространяется на тифлопедагогику, которая отражала основные недостатки развития общей педагогики.

Тифлопедагогика этого периода носила описательный характер, а ее выводы опирались на антинаучные теории развития II обучения.

Сказанное не отрицает необходимости по достоинству оценить правильные выводы, которые касаются частных разделов обучения детей, вопросов нравственного воспитания, развития функции сохранившихся анализаторов слепого и слабовидящего.

В конце 70-х гг. в тифлопедагогике складываются два основных направления, которые отличаются:

а) пониманием влияния слепоты на познавательную деятельность и формирование личности слепого;

б) задачами и содержанием обучения;

в) методами обучения.

Родиной одного из направлений явилась Франция, ведущие тифлопедагоги который сформировали свои взгляды по вопросам обучения и воспитания слепых детей. Поэтому условно мы можем говорить о французском направлении в тифлопедагогике.

Родиной другого направления явились Германия и Aвcтрия, тифлопедагоги этих стран выдвинули и сформулировали противоположные французским взгляды. Поэтому условно Vibi можем говорить о немецком направлении в тифлопедагогике.

Другие страны Англия, США, Италия, Япония хотя и внесли свой вклад в мировую тифлопедагогику, но по основным вопросам придерживались взглядов указанных двух направлений.

Как видно из вышеизложенного, есть все основания говорить, что конец 70-х гг. XIX века знаменует собой начало нового периода в развитии зарубежной тифлопедагогики.

См. стр. 60-62 настоящего пособия

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 574.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...