Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тифлопедагогика и практика обучения слепых детей в Англии
Начало практики обучения слепых в Англии относится к концу XVIII началу XIX века, что хронологически совпадает с развитием образования слепых в других странах. Этот факт свидетельствует об одновременности возникновения обучения слепых в странах, находящихся приблизительно на одном уровне общественно-экономического развития. Первое учебное заведение для слепых в Англии открывается в Ливерпуле в 1791 году, в Лондоне и Эдинбурге в 1801 году. К концу рассматриваемого периода в стране насчитывалось 28 учреждений, занимающихся слепыми, но только 5 из них могут быть названы учебными заведениями, где обучали слепых детей и формировали у них трудовые навыки. Крупнейшими учебными заведениями этого периода явились Королевское нормальное училище и Музыкальная академия в Лондоне и частный колледж в Орчестере, возникший в 1872 году. В отчете королевской комиссии 1885 года сообщается: «Англия в деле помощи слепым с самого начала шла своей дорогой. Лишь изредка соприкасалась с тем, что было выработано на континенте» [35]. В этом заявлении отражается факт своеобразного подхода английских тифлопедагогов к организации практики обучения слепых. Такой особый подход к обучению частично можно объяснить специфическими особенностями экономического развития страны. Англия вступила значительно раньше других стран на капиталистический путь развития. В стране наряду с буржуазной идеологией «уживается» идеология английского дворянства, которое пытается приспособиться к требованиям века, но «сохраняет и свои сословные привилегии. Однако классовый подход педагогической теории и практики к обучению слепых в Англии и других странах остается общим. Так же как и в большинстве других стран, обучение слепых в Англии с первых дней его зарождения является делом частных лиц. Государство не оказывает материальной помощи училищам, не контролирует содержание и методы обучения слепых детей. В отличие от передовых тифлопедагогов других стран, которые боролись за переход частных учебных заведении в ведение государства, в Англии организаторы обучения слепых пытаются доказать необходимость частных училищ слепых. По мнению ряда английских тифлопедагогов, вмешательство государства в дело обучения слепых может отрицательно сказаться на развитии училищ, так как они потеряют свою индивидуальность и своеобразие. Даже Г. Армитедж один из передовых тифлопедагогов своего времени, очень осторожно говорил о помощи государства училищам слепых. Такое стремление сделать каждое учебное заведение «индивидуальностью» привело к тому, что обучение в каждом училище велось по той системе, которую разделял его основатель, но как ни пытались создатели училищ слепых уберечь свою независимость, содержание и задачи обучения, так или иначе отражали идеологию и политику буржуазного государства. В связи с развитием машинного производства английская буржуазия была вынуждена давать детям рабочих и крестьян элементарное образование. Такое положение, естественно, распространилось и на слепых детей. Но английская буржуазия в своей практической деятельности стремилась к тому, чтобы сделать это с выгодой для себя, затрачивая на элементарное образование детей трудящихся минимальное количество средств. Слепым детям предлагалось в ожидании места в училище посещать ближайшую начальную школу зрячих. Очень часто этим и ограничивалось «образование» слепого. Пытаясь выдать такую систему обучения слепых совместно со зрячими за английское решение проблемы включения слепого в жизнь зрячего общества, государство и благотворительные общества выделяют инспекторов, которые, посещая слепых на дому, дают советы родителям и слепым ученикам, как лучше преодолевать трудности, стоящие на их пути. Очень часто семья, где рос слепой ребенок, нуждалась не в наставлениях и советах, а в куске хлеба и жилье. Весь oomih такой «помощи» на дому, бедственное положение большинства семей трудящихся показал в своих отчетах Г Армитедж, который, будучи членом благотворительного общества, посещал подвалы и чердаки, где ютились несчастные слепые. Особенностью обучения слепых в Англии является его сословный характер, отражающий общую систему обучения, предусматривающую возможность широкого гуманитарного образования лишь детей дворянского происхождения в колледжах, закрытых даже для детей богатых буржуа. Открытый в Орчестере частный колледж для слепых детей благородных родителей получил широкую известность. В нем давалось гуманитарное образование, хорошо было поставлено физическое воспитание. Опыт этого колледжа, дававшего возможность своим воспитанникам поступить в университет, показал несостоятельность всех попыток официальной тифлопедагогики доказать невозможность широкого образования слепых из-за их физического недостатка. Не физический недостаток мешал слепым получать «высшее» образование, а принадлежность большинства из них к классу рабочих и крестьян. По заявлению одного из видных тифлопедагогов того периода, «слепые выходят из народа и в народ возвращаются». Поэтому им следует дать только то, что буржуазное государство считает необходимым для детей трудящихся. Содержание обучения слепых ограничивается элементарными знаниями, воспитанием терпеливых, умеющих мириться с действительностью людей, владеющих элементарным ремеслом, обеспечивающим частично независимое существование слепого. Видными тифлопедагогами Англии рассматриваемого периода явились В. Мун (1818- 1894 гг.) и Г. Армитедж (1824-1890 гг.). Оба они ослепли уже в зрелом возрасте и приступили к делу помощи слепым как частные благотворители, пожертвовав большую часть своего состояния. Оба они не имели педагогического образования и опыта работы со слепыми детьми. В. Мун вошел в историю тифлопедагог или как основатель новой системы письма, которая в те годы получила широкое распространение не только в Англии, но и в других странах. В. Мун принял большое участие в пропаганде своего шрифта, печатая книги и учебники на собственные средства. -' В iKTopl.ii^CMJH . iiiTcpanpe под высшим образованием понимали 'C)pd lOBJiine ibniii. ie'ieurapnoro нa уровне колледжа. В конце XIX века система В. Муна отмирает, как по свидетельству ряда современников, В. Мун так и не овладел своей системой чтения и письма. Малодоступная для осязания слепых. Г. Армитедж был врачом-хирургом. К 40 годам жизни, постепенно теряя зрение, увлекся благотворительностью, посещая дома слепых. В 60-х гг. XIX века по его инициативе была создана «Ассоциация британских и иноземных слепых», положившая начало объединению училищ слепых и общей их деятельности. Г. Армитедж известен как организатор и пропагандист передового опыта обучения слепых, с которым он знакомится не только в училищах Англии, но и других стран. Его основная работа «О воспитании слепых и их занятиях» является результатом наблюдений, полученных путем изучения постановки дела образования слепых в Англии, Франции, Германии. С позиций передового человека своего времени он анализирует содержание, задачи и методы обучения слепых. Не будучи педагогом-практиком, он делает ряд правильных выводов, касающихся методов обучения слепых. Книга имеет шесть глав, которые в основном посвящены анализу способов письма слепых. Такой тщательный анализ шрифтов слепых нужен Г. Армитеджу для того, чтобы показать преимущество и значение шрифта Брайля. Он много сделал для распространения этого шрифта в английских училищах и колледжах. Во II главе книги Г. Армитедж дает обзор необходимых для слепого учебных предметов. В перечень включены предметы, изучавшиеся в обычных народных школах зрячих. Анализируя методы обучения, автор говорит о недостатках обучения в Англии и необходимости конкретизировать преподавание таких предметов, как география, арифметика и др. В IV главе автор, описывая обучение в училищах для слепых в Англии, говорит о «приютском» характере многих из них. Критика существующей системы обучения слепых дает ему основания сформулировать свои задачи обучения. Они не выходят за рамки того, что могла предложить тифлопедагогика того времени, но для английских школ в тот период многие из затронутых вопросов были радикальными. Так, Г. Армитедж считает, что посещение слепым начальной массовой школы не освобождает последнего от учебы в училище слепых. Он выдвигает довольно робко требование о государственной помощи взрослым слепым и т. д. Пытаясь проследить развитие слепого человека, Г. Армитедж разбивает его жизнь на четыре периода. В первых двух периодах своей жизни слепые нуждаются в воспитании, в третьем в работе, в четвертом в призрении и убежище. В VI главе Г. Армитедж пишет о путях профессиональной подготовки и трудоустройстве слепых. Оставляя за слепыми кустарные профессии, которые они должны приобретать еще в училищах, автор выступает за широкое музыкальное образование в училищах слепых для тех, кто музыкально одарен и для кого музыка может стать профессией. Хотя книга Г. Армитеджа не поднимает серьезных научно-теоретических вопросов обучения слепых, в ней содержатся ценные сведения по истории развития обучения слепых XIX века в Англии и других странах Европы. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1. А.П. Белоруков. Путями веков. М., 1940. 2. Г. Армитедж. О воспитании слепых и их занятиях. СПб., 1889.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 712. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |