Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тифлопедагогика и практика обучения слепых детей в США




Развитие тифлопедагогики и практики обучения слепых в США, связано с именем С. Гоу, основоположника американской науки и практики обучения слепых детей.

С. Гоу (1801-1871 гг.) окончил медицинский факультет, в 1829 году осуществил попытку обучения небольшой группы слепых детей, после чего правительством штата ему было поручено ознакомиться с постановкой обучения слепых в Европе. В 1832 году он открывает отделение для слепых в Бостонcком институте глухих, которое положило начало развитию практики обучения слепых и тифлопедагогики в США.

К концу 70-х гг. XIX века в США уже существует 20 учебных заведений для слепых, многие из них открываются при институтах глухих. Крупнейшими институтами слепых США считаются в этот период Бостонский институт им. Перкинса, Нью-йоркский институт, Пенсильванский и некоторые другие.

В этот период в тифлопедагогике, как и в других науках, Соединенные Штаты Америки многое берут из опыта европейских стран, пытаясь приспособить содержание, методы и задачи обучения слепых к тем социально-экономическим условиям страны, которые характерны для американского общества того времени.

Нет необходимости подробно останавливаться на своеобразии развития американского капитализма и его идеологии, которое выражало интересы господствующего класса и влияло на определение задач, содержания и методов обучения всего молодого поколения, в том числе и слепых детей. Училища слепых, отражая особенности развития общего образования, с первых дней своего существования являются государственными учреждениями, но находятся в зависимости от правительств отдельных штатов.

Бурное развитие американской промышленности и применение в связи с этим детского труда вызывают необходимость дать элементарное образование молодежи из народа.

Нуждаясь в то время в рабочей силе и кичась своей демократией, правительство берет на себя обязанности осуществить бесплатное начальное обучение в народных школах, перекладывая расходы на плечи налогоплательщиков.

Это общее положение распространяется и на училища слепых, которые субсидируются местными органами штатов, где находится учебное заведение. Федеральное правительство выполняет роль консультанта, организатора курсов учителей слепых и т. д.

Такая система управления учебными заведениями слепых приводит к их разобщенности. Правда, неоднократно делаются попытки наметить общие задачи и методы обучения на национальных съездах по делам образования слепых.

С. Гоу, разделяя взгляды передовых тифлопедагогов из Европы, требует широкого образования для слепых. В научном уровне образования тифлопедагоги США видят в этот период задачу обучения слепых. Кроме обычных предметов, iipuiUAauu^ii^x и сйро;;с1°;ск;;х училищах слепых, здесь изучались ботаника, зоология, физика, история, английская литература, геометрия и др. Срок обучения длится 7-8 лет. Большое внимание уделяется физическому воспитанию: гимнастике, закаливанию организма, развитию органов чувств.

Отражая взгляды передовых европейских тифлопедагогов, стремившихся подготовить слепых к самостоятельному существованию, американские училища в первые годы своего развития вводят профессиональную подготовку. Большое место отводится урокам труда в начальных классах, где учащиеся занимаются по методу «шведского слойда». Он заключается в том, что дети не просто овладевают навыками работы с бумагой, по дереву, металлу, но изготовляют полезные для практики предметы: лотки, корзинки, столы, стулья, которые используются самими детьми. Такое содержание уроков труда отражает стремление всей педагогики США подчинить школу практическим задачам, иногда в ущерб научности преподавания.

Музыкальному образованию в этот период также отводится значительное место, не только как средству эстетического воспитания, но и как профессии.

Однако бурное развитие техники в американской промышленности, концентрация производства вынуждают американскую тифлопедагогику отказаться от профессиональной подготовки слепого школьника.

При наличии конкуренции и постоянного притока дешевой рабочей силы эмигрантов слепой ремесленник и музыкант не может найти себе места в американской промышленности. И американская тифлопедагогика, не находя выхода из создавшегося положения, пытается как-то объяснить невозможность подготовки слепого к самостоятельному труду, говорит о стремлении американского слепого к самостоятельности и независимости.

Опыт европейских училищ, где осуществлялась профессиональная подготовка слепых, расценивается как непригодный для американской действительности, предоставляющей якобы «широкий простор для деятельности слепых». Доктор Э. Аллен так характеризует содержание и задачи американских школ 50-60-х гг. XIX века: «Мы делаем все, что возможно для своих воспитанников, пока они находятся в училище. Когда же они выходят, мы прощаемся, пожелав им всего хорошего, и возвращаемся к тем, которые остаются в школе».

Американская школа тех лет не располагает никакими сведениями о дальнейшей жизни своих выпускников, поэтому она не может судить о результатах своей работы. Государство тоже не занимается вопросами трудоустройства слепых. Им предоставляется право самим искать место в жизни, в которой слепой встречает огромные трудности, обусловленные физическим недостатком и социальным бесправием.

Анализ материалов съездов учителей США (первый съезд состоялся в 1853 году) показывают, что такое положение вещей беспокоит многих тифлопедагогов: в ряде докладов поднимаются вопросы участия федерального правительства в деле помощи выпускникам училищ слепых. Высказываются робкие предложения видеть основную цель обучения и воспитания слепых в подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.

Заслугой американской тифлопедагогики этого периода является удачная попытка обучения в институте имени Перкинса слепоглухонемой Л. Бриджман и группы детей с «полезным зрением». Хотя опыт обучения этой категории детей еще не имел научно обоснованных методов, он создал предпосылку для развития нового направления в тифлопедагогике, натолкнул на мысль о дифференцированном обучении детей с тяжелыми формами нарушения зрения.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1 Э Аллеи О воспитании слепых в США Журнал «Слепец», СПб. 1895

2 Конгресс учителей слепых в США Журнал «Слепец», СПб, 1897

 

ГЛАВА III

ТИФЛОПЕДАГОГИКА И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

(КОНЕЦ 70-х гг. XIX ВЕКА 20-е гг. XX ВЕКА)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 626.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...