Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тифлопедагогика и практика обучения слепых детей в Германии




Развитие тифлопедагогики и практики обучения в Германии связано с именем А. Цейне (1778-1853 гг.). В 1806 году совместно с В. Гаюи А. Цейне открыл первое учебное заведение для слепых в Берлине (которое затем перевели в Штиглиц) и был его директором с 1806 по 1817 год.

Германия в этот период не представляла единого государства. Она объединяла «Союз немецких государств», в состав которого входили десятки мелких княжеств. Крупнейшими из них были Пруссия и Саксония. В социально-экономическом отношении немецкие государства были отсталыми, в них только зарождалась национальная буржуазия, которая вынуждена была считаться с интересами прусского юнкерства.

Оккупация немецких государств наполеоновской армией, самоотверженная борьба русского народа против французских захватчиков вызвали в начале XIX века большой национальный подъем, приведший на короткий период к возникновению прогрессивных идей в Германии. Они положительно сказывались на развитии науки, литературы, педагогики, в том числе и на развитии тифлопедагогики и практики обучения слепых детей в немецких государствах.

А. Цейне первый немецкий тифлопедагог, получивший в зарубежной науке имя «отца слепых», принадлежал к числу прогрессивных педагогов. Он получил высокое гуманитарное образование, окончил Виттенбергский университет, был преподавателем гимназии в Берлине. А. Цейне разделял взгляды И. Песталоции и других передовых педагогов того времени, пытался претворить их в практику работы со слепыми.

Основанный им институт для слепых в Берлине был государственным учреждением. По мнению А. Цейне, все учреждения для слепых должны носить государственный характер.

Прогрессивность и гуманность взглядов А. Цейне сказались, прежде всего, в оценке им личности слепого и возможности ее развития.

«Слепой, пишет А. Цейне, в состоянии достигнуть высокого уровня образования. Нужно только внушить ему веру в свои силы» [51].

Он сторонник широкого образования слепых интеллектуального, музыкального, ремесленного, которое должно помочь им включиться в общественную жизнь.

Программа обучения в Берлинском институте слепых в то время приближалась к уровню гимназии зрячих.

Разделяя взгляды И. Песталоцци, А. Цейне отводит большое место в образовании слепых ручному труду. В нем он видит средства формирования личности слепого и развития сохранившихся органов чувств.

А. Цейне одним из первых приступает к разработке методики обучения слепых детей географии и теории воспитания. Так, определяя задачи и содержание обучения, А. Цейне считает, что образование слепых нельзя сводить к получению суммы знаний. Воспитание слепых, по его мнению, должно составлять большую часть их обучения. Конечно, задачи воспитания он определяет с позиции человека, выражающего хотя и прогрессивные, но классовые интересы.

А. Цейне считал, что цели воспитания вытекают, прежде всего, из того, к какому классу принадлежит слепой. У слепого из народа, писал он, следует воспитывать терпение, чувство благодарности, стремление довольствоваться малыми т. д.

А. Цейне говорит о возможности получения слепыми высшего образования, но для людей, происходящих из «среды с достатком».

Что касается основной массы слепых из народа, то они, по его мнению, хотя и способны получить высшее образование, но не имеют для этого материальной возможности.

Основная заслуга А. Цейне заключается в том, что он один из первых тифлопедагогов приступил к разработке методики обучения географии, особенно методики работы с географической картой, которой он отводил в обучении географии ведущее место.

А. Цейне, как и большинство педагогов того времени, считал, что формирование представлений у слепых и зрячих идет разными путями: «осязание создает целое посредством частей, зрение же части посредством целого» [51]. А. Цейне употребляет уже термины «синтетический» и «аналитический» способы познания. Исходя из этих положений, он разрабатывает требование к размеру рельефных карт, к методике работы с ними. Несмотря на теоретические ошибки, А. Цейне достиг известных успехов в изготовлении рельефных глобусов, рельефных карт, написал указание к их демонстрации, отметив значение наглядности в формировании пространственных представлений слепых. Хотя немецкие тифлопедагоги конца XIX века и положительно оценивают роль А. Цейне в развитии национальной науки и практики обучения слепых, но считают, что большинство его положений относительно возможности широкого образования слепых являются его «заблуждениями». Еще при жизни А. Цейне его последователь и директор Дрезденского института слепых К. Георги (1802-1867 гг.) отступает от взглядов своего учителя.

Он подчеркивает, что слепой «хотя и способен к развитию, но имеет свои пределы, вытекающие из целей общества» [51]

Новые взгляды на личность слепого, задачи и содержание его образования обусловливались изменениями, происшедшими в жизни немецкого общества. Реакция в политике немецких государств, наступившая после создания в Европе «Священного союза», привела к реакции внутри страны. Передовые взгляды в науке, культуре, литературе, педагогике подвергаются резкой критике со стороны правительства. Воспитание молодого поколения подчиняется интересам реакционного государства, Все это отрицательно сказалось на развитии тифлопедагогики и практики обучения слепых детей и привело в конце 70-х годов XIX века к возникновению немецкого направления в науке об обучении слепых детей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 706.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...