Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ




Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:

индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);

коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителя­ми медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреж­дении, организация досуговых мероприятий);

наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей.

Индивидуальная работа с родителями начинается, как прави­ло, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит понимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, ко­торое испытывают родители.

Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией.

А. С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осознанной мотивации обращения родителей к специалисту:

> «у нас неблагополучный ребенок, потому что мы неумелые родители; мы часто повышаем голос, хочется быть спокойными, но не получается; мы упустили ребенка» — в запросе на помощь родители сетуют на свою педагогическую несостоятельность;

> «наш ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские отношения» — во время встречи с педагогом родители незаметно для себя с проблем ребенка переходят к рассказу о супружеских отношениях: «в нашем доме постоянное напряжение; мы часто не находим общего языка»;

> «наш ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)» — во время консультации один из родителей как бы подчеркивает: «Вы же понимаете, дело совсем не в ребенке...»

Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут приве­сти к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:

> обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;

> обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

> совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;

> планирование следующих встреч.

Посещение семьи на дому[2] начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять: «Извините, если я пришел в неудобное время, без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальнейшем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь...»

Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в семью:

Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и за­вершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

Содержательная часть.

> Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет.

> Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.

> Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.

> Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.

> Оцените качество контакта с семьей.

Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.

Во время первого визита:

> не сосредоточивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить;

> не чувствуйте себя скованно;

> не «включайте негативное самопрограммирование»;

> не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;

> не противопоставляйте себя семье;

> не форсируйте события: семья может оказаться неготовой и будет защищаться;

> не сомневайтесь в собственной профессиональности. Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

> обрести состояние комфортности;

> настроить себя на сотрудничество;

> «встать на одну сторону с семьей», активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи;

> быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Групповые формы работы с родителями. Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов школ, профессиональных училищ, учреждений дополнительного образования, медико-психолого-педагогических центров все чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

Одним из первых, кто предложил помогать родителям устанавливать гармоничные демократические отношения в семье, был А. Адлер (1870—1937). В 1919 г. он основал в Вене психопедиатрический центр. Мечтой А. Адлера было создание настоящего сообщества единомышленников — родителей, педагогов, других взрослых, которые бы содействовали воспитанию у детей социальной ответственности. Последователем А. Адлера был Р. Дрейкурс, открывший в 1939 г. в Чикаго центр консультирования родителей.

Родительские группы, которые организовывали А. Адлер и Р. Дрейкурс, основывались на следующих принципах:

> демократичность отношений между родителями и детьми основывается на взаимном уважении, доброте и твердости (твердость отражает уважение взрослого к самому себе);

> главное в семейном воспитании — формирование самоуважения, самостоятельности, чувства ответственности, навыков взаимодействия и социальной направленности личности;

> предмет групповой дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;

> все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии;

> ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые должны быть приняты всеми членами группы.

Отмечено, что ни прямое обучение родителей, ни интерактивные методы (в том числе и групповые дискуссии) не дают быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлением изменениям. Необходимо создать условия для сознательной, самостоятельной, активной перестройки отношений самими родителями.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры.

Коллективные формы работы с родителями. Родительское собрание, как форма организации и сотрудничества, обеспечивает понимание родителями особенностей профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, в том числе и социального педагога, привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы с детьми, активному участию в жизнедеятельности учреждения. Эффективность проведения родительского собрания повышается, если педагоги, проводящие его, верят, что семья способна к позитивным изменениям, уверены в важности и необходимости совместных действий семьи и учреждения; не констатируют ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследуют, опираются на жизненный опыт родителей.

Задачи социального педагога в процессе работы с семьей:

> установление контактов с семьей;

> выявление проблем и трудностей в семье;

> стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью;

> использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (из группы риска, многодетными и др.);

> содействие развитию форм семейной кооперации и взаимопомощи.

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга семьи: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

В содержание социально-педагогического мониторинга семьи входят: комплексное использование всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. — М., 1996.

2. Бойко В.В. Малодетная семья. — М., 1990.

3. Буянов М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.

4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — Самара, 1996.

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб., 1998.

6. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. — СПб., 1994.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.

8. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. — СПб., 1994.

9. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. — М., 1990.

10. Семья глазами психолога / Сост. С.Ф. Спивал. — М., 1995.

11. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской люб­ви. - М., 1996.

12. Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи. — СПб., 2000.

13. ЭлиумД., Элиум Дж. Воспитание дочери. — СПб., 1997.

14. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. — СПб., 1996.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...