Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальный педагог                                    (подпись)




 

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы Семейным кодексом Российской Федерации, Положением о порядке передачи детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 15 сентября 1995 г. № 917.

Приступая к работе по усыновлению, социальный педагог должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дал ли ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-либо стороны; отвечает ли усыновление психологическим, экономическим, социальным возможностям усыновителей; готовы ли они к трудностям адаптационного периода, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей, от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к принятию особенностей ребенка. И, как правило, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.

Согласно основным положениям Семейного кодекса (Глава 19. Усыновление (удочерение) детей) усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, с участием органов опеки и попечительства.

Судья при подготовке дела об усыновлении обязан истребовать от органов опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка следующие документы:

> заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого;

> акт обследования условий жизни усыновителей;

> копию актовой записи и свидетельство о рождении ребенка;

> заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого;

> согласие ребенка на усыновление, если он достиг возраста 10 лет;

> согласие на усыновление родителей ребенка, если оно требуется по закону.

 

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным кодексом Российской Федерации. Положение о приемной семье было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 г.

Институт приемной семьи как форма защиты детства широко распространен в ряде развитых стран. Так, в США лишь четвертая часть детей, взятых из кризисных семей, находится в учреждениях интернатноготипа, а три четверти детей помещаются в приемные (патронажные) семьи. Приемная (патронажная) семья - социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы. Питомцами приемной семьи могут стать также дети в случае длительной болезни родителей. Цель приемной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей.

Отбор приемных родителей осуществляется поэтапно. Претенденты подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. Кандидатам предлагается заполнить «Анкету для приемных родителей», включающую их личностную самооценку, историю семьи, характеристику образа жизни, религиозную принадлежность, состояние здоровья супругов, состояние бюджета семьи, распределение ролей в семье и т.п. Также лицам, желающим стать приемными родителями, к заявлению следует приложить: медицинскую справку о состоянии здоровья; документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью; копия свидетельства о заключении брака (если кандидаты состоят в браке).

Социальный педагог (работник органа опеки и попечительства) осуществляет посещение будущей приемной семьи. Наряду с информацией, полученной непосредственно от членов семьи, в том числе детей, если они есть, социальный педагог (работник) вносит в анкету свои наблюдения о санитарном состоянии дома (квартиры), визуальные впечатления о психологическом климате в семье, уровне материального достатка, физическом здоровье супругов, наличии вредных привычек и т.д. Социальный педагог может обследовать и ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей, родственников). Опрос-интервью социального окружения производится для получения более полной характеристики семьи и определения, способна ли она принять ребенка.

Проводится первичный вводный курс обучения приемных родителей, включающий теоретическую подготовку и практическую стажировку в приюте, учреждении интернатного типа. Это позволяет будущим приемным родителям лучше понять содержание предстоящего труда по воспитанию приемного ребенка и подтвердить свою готовность к этой непростой деятельности.

После положительной оценки собранной информации о семье и первичного ознакомления семьи с содержанием будущего труда социальный педагог (работник) представляет все собранные документы специальной комиссии при органах опеки и попечительства для утверждения данной семьи в качестве приемной. Заключается трудовое соглашение (контракт) с семьей на предмет найма на работу в качестве приемных родителей.

 

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ТРУДОВОГО СОГЛАШЕНИЯ (КОНТРАКТА)[3]

С ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕЙ

(Заполняется с приемной семьей после решения комиссии о ее пригодности к данной деятельности)

                                                                                    «___»_________200___г.

 

Мы, нижеподписавшиеся, отдел опеки и попечительства ______________________

(округ, город)

в лице руководителя отдела _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

с одной стороны, и приемная семья в лице_________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

проживающая по_______________________________________________________________

(адрес)

с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

 

1. Отдел опеки и попечительства передает, а приемная семья принимает для временного пребывания в качестве приемного ребенка____________________________

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

дата рождения «___»________ 200___г. сроком на_____(месяцев)_______(лет).

 

2. Приемные родители (родитель)

а) обязуются:

> осуществлять физическую, психическую и моральную защиту приемного ребенка;

> обеспечить приемного ребенка всесторонним медицинским обслуживанием в целях улучшения состояния его здоровья;

> создать условия для получения ребенком образования;

> предоставить необходимую ребенку среду обитания (отдельную кровать, угол, комнату);

> исключить какие-либо формы насилия над ребенком;

> осуществлять при необходимости защиту интересов и прав ребенка;

> сохранять конфиденциальность информации о ребенке;

> представлять регулярные отчеты в соответствующие службы о результатах пребывания ребенка в семье (достижения, текущие проблемы);

>   регулярно принимать у себя дома социального педагога, контро­лирующего ситуацию;

> в соответствии с рекомендациями органов опеки поддерживать контакты ребенка со своей биологической семьей;

б) имеют право:

> выразить свои предпочтения при выборе ребенка (пол, возраст, допустимые дефекты здоровья);

> вернуть ребенка органам опеки до истечения срока контракта, если не возникает взаимопонимания, проявляется психологическая несовместимость с приемным ребенком;

> предотвращать проявления дурных привычек у ребенка;

> предотвращать любые проявления жестокости, агрессии со стороны ребенка;

> препятствовать визуальным контактам ребенка с биологическими (кровными) родителями в случае наблюдения прямого отрицательного влия­ния на ребенка этих контактов;

> обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям с ребенком в соответствующие службы, курирующие приемную семью.

3. Отдел опеки и попечительства обязуется:

> производить регулярно оплату труда приемных родителей, рассматривая его как педагогическую деятельность с ненормированным рабочим днем, а также в ночное время, в размере общей суммы ______рублей;

> учитывать при определении суммы оплаты труда физические, психические, соматические и социальные отклонения, отмеченные у приемного ребенка;

> производить оплату труда с ежемесячным учетом коэффициента инфляции;

> обеспечить право приемных родителей на ежегодный трудовой отпуск, продолжительность которого определяется в зависимости от уровня состояния здоровья и степени социальной дезадаптации ребенка в количестве _____рабочих дней;

> содействовать в улучшении жилищных условий приемной семьи в случае пребывания в ней трех и более приемных детей на длительный срок;

> обеспечивать приемных родителей методической помощью и консультированием по воспитанию детей группы риска.

 

Примечание. Обязательства сторон могут быть дополнены другими пунктами, которые обе стороны сочтут необходимым включить в контракт.

 

4. В случае возникновения трудовых споров между договаривающимися сторонами их решение передается в судебные органы в соответствии с Положением о порядке рассмотрения трудовых споров.

5. Настоящее трудовое соглашение может быть расторгнуто досрочно по инициативе одной из сторон при наличии уважительных причин (изменение состава приемной семьи, взаимная неприязнь приемных родителей и ребенка, неблагоприятные для ребенка условия жизни в приемной семье, передача ребенка на усыновление и т.п.).

6. Настоящее трудовое соглашение может быть аннулировано в случае невыполнения одной из сторон своих обязательств.

7. Трудовое соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

8. Трудовое соглашение вступает в силу с момента его подписания договаривающимися сторонами.

Адреса сторон:

 

Отдел опеки и попечительства:                         Приемный родитель:

_______________________________                ______________________________

(адрес отдела опеки и попечительства)           ( Ф.И.О., адрес, паспортные данные)

(Ф.И.О., должность)

 

Ежемесячно на содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются средства на питание, приобретение одежды, обуви, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игрушек, книг, мебели (если ребенок передается на воспитание на один год и более), предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения образования (детский дом для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный; детский дом — школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; социальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии) осуществляется на основании соответствующего постановления (распоряжения) администрации района, проект которого готовит орган управления образованием. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

В образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Документы, необходимые для направления детей в учреждения интернатного типа, оформляет муниципальный орган управления образованием совместно с подведомственным учреждением образования (детским садом, школой и др.), которыми при этом должны быть приняты меры по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних.

В число сопроводительных документов включают:

> заявление родителей, а при их отсутствии — соответ­ствующий документ о матери и отце (родители умерли — копия свидетельства о смерти; лишены родительских прав — копия решения суда; скрываются — справка из милиции об их розыске; на длительном лечении — справка медицинского учреждения; осуждены — выписка из решения суда; одинокая мать — справка из ЗАГСа);

> постановление администрации района (города) о направлении ребенка в детский дом, школу-интернат и сохранении его права на жилплощадь, назначении опекуна над имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему (только на осиротевших);

> свидетельство о рождении;

> личное дело учащегося;

> акт обследования условий жизни ребенка в семье, в котором также отражаются сведения о занимаемой жилплощади и наличии имущества, принадлежащего несовершеннолетнему;

> медицинскую карту, сведения о прививках, анализы согласно инструкции Министерства здравоохранения РФ;

> заключение медико-психолого-педагогической комиссии (на детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

> постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района (на детей, нуждающихся в особых условиях воспитания);

> справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;

> опись имущества, оставшегося после смерти родителей, копию постановления администрации о назначении опеки над имуществом и квартирой, сведения об акциях и поступлении дивидендов;

> пенсионную книжку, копию решения суда с исполнительным листом о взимании алиментов, который после заполнения направляется по месту работы родителей;

> справку с места жительства о составе семьи;,

> листок убытия.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляков В.И. О некоторых истоках и причинах современного сиротства. — М., 1992.

 

2. Брутман В.И. Причины социального сиротства // Социальная работа. 1994, № 2.

3. Как защитить права ребенка: Справочно-рекомендательное пособие для педагогов, родителей, социальных работников. — Ростов н/Д, 1998.

 4. Раннее социальное сиротство: Учеб.-метод, пособие. — М., 1994.

 5. Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 2002.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...