Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Технология социально-педагогической деятельности с семьей.
Какое из определений семьи на ваш взгляд наиболее точно отражает сущность семьи? Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья — малая социальная общность, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества (родительства, родства— кровного или духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Семья — социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Семья – малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Для профессиональной работы социального педагога важны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность. Дееспособность семьи может быть: >ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений; например, семьи пенсионеров, инвалидов); >временно ограниченная (какие-либо особенности членов семьи лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность; например, семьи безработных, беженцев); >неограниченная (члены семей имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характер социального катаклизма). Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т. е. степень самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности: > собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей); > ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности); > пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей). В профессиональной деятельности социального педагога планирование работы с биологической семьей является одним из ключевых умений специалиста. Наиболее часто на практике используется так называемое линейное планирование (каждое последующее действие вытекает из предыдущего). Основные элементы планирования работы с семьей: > Сбор первичной информации. > Исследование особенностей функционирования семьи. > Определение цели работы. > Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации. > Ведение семейного случая. > Определение временных рамок случая. > Процедура закрытия случая. Рассмотрим некоторые из элементов подробнее. Исследование функционирования семьи — это инструмент для проведения комплексного анализа жизнедеятельности семьи. Термины, которыми полезно пользоваться в процессе исследования: >Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом. >Правила и нормы — система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений. >Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы). >Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой. >Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.). >Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец — сын, дети между собой, отец — мать, муж — жена и т.д.). >Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая — скрытая и т.д.). >Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)? >Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет? >Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)? >Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи? >Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем? Для социального педагога исследование семьи — это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой — процесс профессиональных открытий. Определение цели работы с семьей. У социального педагога существуют профессиональные цели в отношении семьи. Однако он должен учитывать, что у семьи есть собственные цели (даже если они первоначально имеют форму проблем). Часто социальному педагогу необходимо определиться: в чьих целях он собирается работать? Скорее всего, семья не будет активно сотрудничать с социальным педагогом в достижении только его целей. Согласование целей — процесс, когда сформулированные семьей и профессионалом цели сравниваются, выделяются общие составляющие. Это похоже на процесс ведения деловых переговоров, где обе стороны равны. Причем результат этих переговоров не всегда очевиден. Основные этапы формулирования целей в работе с семьей. > Установление контакта с семьей. > Сообщение семье общей установки, направлений совместной деятельности. > Составление перечня того, в чем нуждается семья. > Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами (при необходимости проблему семьи социальный педагог переформулирует в цель). > Помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным, самым важным)? > Формулировка общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб). Требования к целям: > реалистичность; > соответствие возможностям членов семьи; > достижимость для членов семьи; > учет специфики социального окружения семьи; > соответствие функциям и возможностям социального педагога; > соответствие собственным целям семьи; > измеримость результата достижения цели по конкретным показателям. Семейный план - это своеобразный дневник, где отражены все основные моменты работы с семьей. Желательно его составлять вместе с семьей- Это придает всему процессу работы совместный характер и не позволяет семье оставаться пассивной. Основные элементы семейного плана: > описание ситуации/проблемы; > описание семьи (исследование семьи); > цели случая (семьи, социального педагога, служб); > возможности, умения членов семьи, необходимые для разрешения ситуации; > действия (кто, что будет делать) и время выполнения действий; > показатели (критерии) окончания (пересмотра) работы (случая). Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями: > выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений; > определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций; > содействие в оказании юридической, психологической помощи, > организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятии, находящихся на данной территории; > оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи; > помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объединений, групп взаимопомощи; > содействие в установлении контактов с уже с существующими общественными организациями на данной территории. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными. Основные направления работы с семьями безработных: > выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей; > определение основных проблем семей; > обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг; > организация досуга и отдыха детей; > содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве; > создания групп взаимопомощи; содействие в установление контактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами; > социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д. Многодетные семьи. Под многодетной принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель характерен для европейской части России. В районах с традиционно высокой рождаемостью он может быть увеличен. Условно можно выделить следующие виды многодетных семей: > гармоничные семьи, в которых родители сознательно хотели иметь много детей, делают все от них зависящее для полноценного развития каждого ребенка; > семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей (могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказ от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений); > семьи, образовавшиеся в результате брака супругов, каждый из которых уже имел детей; > семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия (как правило, в таких семьях рождение детей является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; типичная психологическая установка родителей — дальнейшая судьба ребенка должна стать заботой государства). Основные направления работы с многодетными семьями: > выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи; > определение материального положения семьи, ее проблем и потребностей; > помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей; > консультирование, оказание психолого-педагогической, юридической помощи, посреднических услуг; > социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успеваемостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений; > наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи; > организация благотворительных акций в пользу многодетных семей; > взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей. В нашем многонациональном государстве межнациональные браки — довольно распространенное явление. Характер межличностных отношений в семьях, в которых супруги являются представителями различных этнических общностей, имеет свою специфику. Бесспорно, именно в семье уже с малого возраста человек усваивает определенные привычки, традиции, социальные и нравственные ценности той нации, к которой он принадлежит с рождения. В многонациональной семье этот процесс происходит далеко не однозначно. Педагогу (воспитателю, учителю, классному руководителю, социальному педагогу, педагогу дополнительного образования) следует знать и понимать своеобразие семейной социализации ребенка в межнациональной семье. Это позволит оптимизировать взаимодействие с такими семьями. Для познания специфики межэтнических браков педагогу необходимы основы этнопсихологии семейных отношений. Каждая этническая общность вырабатывает свои представления о том, какими должны быть семейные отношения, стремится поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и отношениях представителей своего народа. Этот сложный процесс формирования этнической семейной идентификации включает в себя: первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формированием общих представлений о взаимодействии в браке; формирование взглядов на собственную семью; реализацию своих представлений о семье в браке; накопление опыта семейной жизни в рамках моно- или гетероэтнической среды. В нашем многонациональном государстве межнациональные браки — довольно распространенное явление. Характер межличностных отношений в семьях, в которых супруги являются представителями различных этнических общностей, имеет свою специфику. Бесспорно, именно в семье уже с малого возраста человек усваивает определенные привычки, традиции, социальные и нравственные ценности той нации, к которой он принадлежит с рождения. В многонациональной семье этот процесс происходит далеко не однозначно. Педагогу (воспитателю, учителю, классному руководителю, социальному педагогу, педагогу дополнительного образования) следует знать и понимать своеобразие семейной социализации ребенка в межнациональной семье. Это позволит оптимизировать взаимодействие с такими семьями. Д"*4 познания специфики межэтнических браков педагогу необходимы основы этнопсихологии семейных отношений. Каждая этническая общность вырабатывает свои представления о том, какими должны быть семейные отношения, стремится поддерживать их в национальном сознании, выражать в традициях, поступках и отношениях представителей своего народа. Этот сложный процесс формирования этнической семейной идентификации включает в себя: первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формированием общих представлений о взаимодействии в браке; формирование взглядов на собственную семью; реализацию своих представлений о семье в браке; накопление опыта семейной жизни в рамках моно- или гетероэтнической среды. Этапы развития супружеских отношений в межэтнических семьях: 1-й этап — осуществляется присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация; первоначальное вхождение в духовный мир друг друга, взаимное привыкание, распределение социальных ролей, устройство быта, организация досуга. На этом этапе встречается достаточно большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. 2-й этап — начинается после рождения ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, приводящая к изменениям в ролевой структуре, появлению родительских обязанностей, перераспределению материальных средств и времени. Супруги вынуждены серьезно задуматься над этническими принципами воспитания, перспективами его будущей культурной и национальной адаптации в окружающем поликультурном мире. 3-й этап — намечается тенденция к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи; как правило, окончательно проявляется лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Этот период сложен из-за имеющих национальную специфику проблем воспитания детей. У представителей некоторых этнических общностей он усложняется из-за дефицита общения отцов с детьми, у других — наоборот, упрощается в силу проявления национальных традиций, активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей. 4-й этап— подрастающие дети корректируют не только обязанности супругов, но и их поведение. Для детей возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий. У супругов появляется больше времени для самих себя, налаживания интимных отношений, осмысления опыта межэтнического общения. Этнопсихологи выделяют следующие виды межэтнических семей по степени их подверженности конфликтам: >благополучная семья — это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических отношений (межэтнических браков), легко адаптировались к современной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга; >невротическая семья отличается присутствием особо неблагоприятных предпосылок для разногласий и длительно протекающих ссор между супругами; часто причиной их является противостояние родственников одного из супругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями другой этнической общности; >конфликтная семья — семья, в которой между супругами или одним из них и детьми, другими членами семьи имеются сферы, где их потребности, интересы, своеобразные национально-психологические особенности приводят к столкновениям; однако брачный союз может длительное время сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям. В этнопсихологии семейных отношений конфликты на национальной почве классифицируют по потребностям супругов: > конфликты, возникающие на основе неудовлетворенности потребности в признании ценности своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны супруга (эти конфликты особенно сильны в семьях с разноэтническими супругами, которые долгое время не могут адаптироваться к различным, а порой и несовместимым национальным традициям друг друга); > конфликты, возникающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов, так как существует достаточно большая национальная специфика сексуальных отношений, которая разноэтнических супругов не всегда может удовлетворить; > психологическая депрессия из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях, из-за отсутствия ласки, заботы, внимания, понимания, подарков; здесь также может прослеживаться национальная специфика; > конфликты на почве неудовлетворенности потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по устройству домашнего очага; > конфликты на почве неудовлетворенности потребности во взаимопомощи, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, по вопросам воспитания детей. Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Зависимость от ПАВ (психоактивных веществ) — это семейное заболевание, семейная проблема. Совершенно необязательно это семья, которую принято называть «неблагополучной», имея в виду скорее социальный и материальный уровень жизни. Очевидно, что проблема алкоголизма и наркомании — удел самых разных социальных прослоек, иногда внешне семья выглядит образцом благополучия, и никто из окружающих не может предположить, какая боль скрывается под маской социального успеха. По мнению специалистов, условно можно выделить следующие факторы, влияющие на семейную социализацию ребенка, родители которого зависимы от психоактивных веществ: > физическая отверженность (недостаточная забота, неправильный уход, питание, физическое и сексуальное насилие; у ребенка формируется убеждение, что мир — небезопасное место); > эмоциональная отверженность (ребенок вынужден «прятать себя», чтобы быть принятым взрослыми); > у родителей нарушено адекватное ощущение границ (и своих, и детских), родители могут относиться к ребенку как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком. Дети из таких семей боятся просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, из-за того, что они чувствуют себя предателями по отношению к своей семье. Для того чтобы найти необходимый психологический баланс, дети неосознанно выбирают для себя какую-либо стратегию выживания, определенную роль. Американскими практикующими исследователями описаны следующие ролевые модели: > некоторые дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за все происходящее в семье, — «Герой»; > другие выражают свои чувства в бунтарском и разрушительном поведении — «Козел отпущения»; > некоторые удаляются в мир фантазий и держатся на заднем плане — «Потерянный ребенок»; > другие используют юмор и гиперактивные действия, отвлекая на себя внимание и пытаясь сделать так, чтобы вне дома проблема исчезла, — «Шут». Эти роли не являются жестко закрепленными. Дети могут одновременно играть несколько ролей или исполнять их по очереди. Чем дольше человек играет определенную роль, тем больше она закрепляется за ним. Бесспорно, эти роли нельзя использовать как ярлыки или рассматривать как жесткие сценарии. Но, тем не менее, чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, потом становятся движущими силами его дальнейшего развития.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |