Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА




 

Одно из направлений деятельности социального педагога заключается в организации досутовой деятельности воспитанников. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

> время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

> свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

> часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки); любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности:

> действительный ее мотив — потребность личности в самом процессе этой деятельности;

> цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

> досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.

Педагогика досуга как практическая воспитательная деятельность государства и общества начала складываться в эпоху антич­ности. Фукидид писал, что греки ввели много разнообразных форм проведения досуга для отдыха души от труда, доставляющих наслаждение и помогающих рассеять заботы повседневной жизни.

Принципы педагогики досуга:[1]

>принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

>принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал).

В педагогике досуга три понятия: свободное время, отдых, досуг — тесно взаимосвязаны.

Свободное время — та часть жизни ребенка, что остается от учебы, выполнения домашних учебных заданий, работы, бытовых отправлений (сон, питание, самообслуживание, дорога и т.п.), от общественных или домашних поручений и обязанностей. В структуре свободного времени школьника можно выделить следующие компоненты: дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд по желанию и оплачиваемая работа, прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм и физическая культура; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры, отдых как «ничегонеделание» и, к сожалению, антикультурное и криминальное времяпрепровождение.

Несмотря на все сетования по поводу учебных перегрузок и нехватки времени, у современных детей довольно много времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей. В среднем 180 дней каникул, вос­кресений и праздников и еще примерно 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении школьников после учебных занятий. 280 дней, представленных в полное личное пользование!

Как ни печально признаться, для многих ребят эти дни — «мертвый сезон». Возникает парадокс: все то, что так усиленно культивирует школа, растворяется в никем не управляемом свободном пространстве. А может быть, им и не надо управлять? Пусть наслаждаются ребята дарованным им временем? Как говорится, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Посмотрим, чем дети «тешатся». Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, примерно 70% — это зрительско-слушательские мероприятия. Безусловно, полезные. Кто будет возражать против бесед о нравственности, встреч с интересными людьми, конференций по книгам, просмотров фильмов, спектаклей и т.п.? Только вот пропорция уж очень странная, да и режим этих полезных акций не выдерживает критики. Подавляющее количество воспитатель­ных дел названного типа идут сразу после уроков, когда хочется есть и вообще надоело «смирно сидеть». На то, чтобы поработать активно руками, ногами, головой, побыть на воздухе, окунуться в деятельность, принципиально (хотя бы по форме) отличную от учебной, остается всего 30% этого подготовленного и занятого школой времени.

Отдых — состояние покоя. Отстранение от всех забот, род деятельности, которая снимает утомление, напряжение и спо­собствует восстановлению «формы», работоспособности. Это перерыв в занятиях, переключение на иную деятельность, смена событий. Отдых может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур и т.п. Школьная перемена — форма отдыха учащихся.

Досуг — развлечение (раз + влечение). Влечение — корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение к разному.

До сих пор в школе можно встретить представление о досуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» — в противоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагогов к досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять и организовать.

Досуг ребенка — мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга — поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, он удовлетворяет личные интересы и притязания детей. Закон досуговой деятельности — сублимация, т.е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, чтение книг, туризм, техническое творчество.

Досуг для детей — всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят — школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг — школа поддержки, ободрения любого ребенка, а тем более слабого, «трудного».

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

> в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

> досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, неза­висимости;

> досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит — растут;

> досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

> досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.

Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп.

Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортив­но-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и норматив­ным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Досуг воспламеняет детей озарением, нетерпеливым предвосхищением своих личных открытий, догадок или, как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой», «царством мысли, подталкивающим детей к вечному творчеству». Умный досуг формирует творческий и свободный стиль жизни, ибо он практически всегда опирается на собственную активность ребенка, на самостоятельность.

Одной из распространенных форм организации досуга детей является клубная деятельность. По мнению С.Т. Шацкого (1878— 1934), одного из первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой Детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

Извлечение из письма Министерства образования Российской Федерации, Госкоммолодежи Российской Федерации и Госком-спорта Российской Федерации от 12 марта1996 г. № КШ 21/294 — 04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»

Целями организации клубной воспитательной работы с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий учреждения могут быть: создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности; адаптация или реадаптация подростков в обществе; социально-педагогическая защита подростков; компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников; развитие навыков самоконтроля, саморегуляции; дополнительное образование, отвечающее интересам и склонностям подростка.

 

Извлечение из Письма Министерства образования Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. «Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях»

...Приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства: помощь семье в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием ребенка; изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка; помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей; выявление запросов, потребностей детей в сфере досуговой деятельности; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально полезных мероприятий, акций; организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей; проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, спортивных и т.п.) на базе клубов и иных учреждений дополнительного образования.

 

Принципы организации клубной деятельности: добровольность объединения людей с общими интересами;

> самодеятельность и самоуправление;

> учет возрастных и социокультурных особенностей воспитанников;

> созидательная направленность клубной деятельности.

Принято выделять следующие условия эффективности клубной работы:

>организационно-педагогические (наличие материально-технической базы, профессиональных педагогических кадров — специалистов по клубной деятельности, создание системы взаимосвязи клубных объединений с другими коллективами и социальной средой);

>психолого-педагогические (изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей; учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности, при соотношении репродуктивных, продуктивных и творческих видов деятельности; создание условий для самореализации воспитанников и педагогов);

>социально-педагогические (адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям; обеспечение социально ценной направленности клубной работы; оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, оптимальное соотношение самодеятельности воспитанников и педагогического руководства; создание, сохранение и обновление традиций клубного коллектива).

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков во многом определяется следующим:

> возможностью удовлетворить потребность в общении;

> возможностью установить позитивные взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми;

> развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых;

> игровой формой усвоения социальных ролей;

> разнообразной по характеру деятельностью, которая способствует в определенной мере самопознанию, профессиональному самоопределению.

Многих ребят привлекает то, что клубный коллектив нередко бывает разновозрастным. В него могут входить не только школьники, но и педагоги, родители, студенты. Все они поставлены в условия совместной творческой работы, делового и эмоционального взаимодействия на равных. Содружество и сотрудничество разных поколений в клубе предполагает преемственность и развитие накопленного социального опыта, традиций, норм и ценностей. Нередко «старички» без вмешательства руководителей клуба направляют, регулируют, корректируют поведение и взаимоотношения своих младших одноклубников.

В клубе в атмосфере заботы, игры и радости, общины и позитивной молодежной субкультуры человеку легче обрести веру в себя, поддержку в принятии норм и правил социального мира взрослых. Основное содержание клубной работы — это самодеятельная и целостная реализация базовых потребностей детей, подростков и молодых людей в социокультурной адаптации, поиск новых форм коллективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых.

Итак, влияние клубных объединений на социализацию детей многообразно. Главное же в том, что клуб — это реальная возможность проявления и развития индивидуальных способностей каждого, дополнительный шанс реализовать себя.

 

Литература

1. Алешина Ю.Е. индивидуальное и семенное психологическое консультирование. – М., 1994.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

3. Бестужев-Лада С.С. педагогика XXI века. – М., 2000.

4. Воловик А.П. Педагогика досуга. – М., 1999.

5. Морисе Д.С. Психология досуга. – СПб., 1997.

6. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

7. Социальная работа / Под общ. Ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д, 1999.

8. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.

 9. Щукина Н.П. Консультирование как метод социальной работы: В 2 т // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / под. Ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...