Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ




 

Консультирование (от лат. consultare— совещаться, советоваться, заботиться) как особый вид профессиональной деятельности прочно вошел в культуру современного индустриального общества. Его повсеместное распространение началось с 60-х гг. XX столетия с создания первых ассоциаций профессиональных консультантов. Консультативной работой в той или иной степени занимаются представители различных профессий (психологи, врачи, юристы, со­циальные педагоги и работники, учителя, бизнес-консультанты, менеджеры и др.).

По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, наставничество или решение проблем... Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни... О консультативном процессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или постоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет свое время, внимание и уважение другому, временно находящемуся в роли клиента».

В различных литературных источниках консультирование рассматривается как:

> любая форма оказания помощи в отношении содержания и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении;

> совместная деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления желаемых изменений у клиента;

> оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, выработке рекомендаций по разрешению проблемы, при необходимости содействие в выполнении определенных действий;

> сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами;

> квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их социальных функций, условий жизнедеятельности.

Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько общих основных положений:

> консультирование способствует развитию личности;

> консультирование помогает обучаться новому поведению;

> в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

> консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

> консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри- и межличностных отношений;

> сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Вопрос определения целей консультирования не является простым, так как во многом зависит и от разнообразных потребностей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наиболее часто встречаются в литературе:

> способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

> развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и трудностями;

> обеспечить оптимальное принятие жизненно важных решений (научить клиента распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы);

> развивать умение устанавливать и поддерживать межличностные отношения.

Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи: лучше понять самого себя или ситуацию; суметь изменить ситуацию; приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится; получить поддержку при принятии решения; суметь принять решение.

Довольно часто клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: получение информации по конкретному вопросу; формирование новых умений; согласие консультанта на посредничество; получение практической помощи.

Существует много классификаций форм консультативной помощи.

По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное.

По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых.

По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомощи).

По содержанию запроса клиента различают семейное, интимно-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое.

Предметом социально-педагогического консультирования могут быть:

> решение проблем школьной дезадаптации;

> диагностика и коррекция отклоняющегося поведения;

> организация специализированной помощи (психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической);

> содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений;

> содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации;

> содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т.п.

Важная проблема теории и практики консультирования заключается в определении профессионально значимых качеств эффективного консультанта.

Р. Мэй в своем труде «Искусство психологического консультирования» отмечает, что проведение консультирования требует владения практическим опытом и необходимыми профессиональными навыками. В начале 70-х гг. XX в. был поставлен под сомнение тезис К. Роджерса о том, что необходимыми и достаточными для успешного консультанта являются такие качества, как безусловное положительное отношение и принятие клиента, открытость и искренность, эмпатийность. Ряд исследователей отметили, что эти качества являются необходимыми, но недостаточными. В частности, консультанты должны обязательно уметь обучать клиентов различным жизненным, социально значимым навыкам, развивать стрессоустойчивость. В середине 80-х годов многими исследованиями в области консультирования было установлено, что эффективность и успешность оказываемой помощи не зависит от пола, этнической принадлежности, опытности консультанта. Однако эффективность помощи снижается, если у консультанта есть собственные серьезные эмоциональные проблемы.

На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, нормативных документов можно выделить следующие профессионально желательные личностные характеристики консультанта:

> проявление искреннего интереса к людям и терпение в общении с ними;

> эмоциональная стабильность;

> способность вызывать доверие у других людей;

> уважение ценностей и прав других людей;

> проницательность;

> отсутствие предубеждений;

> сознание профессионального долга;

>эмпатия и чуткость (но не высокая сензитивность);

> умение выслушать, теплота и сердечность (но не сентиментальность);

> объективность (неотождествление себя с клиентом);

> высокий социальный интеллект;

> доверие клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой;

> умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом;

> гибкость, пластичность поведения;

> отсутствие собственных серьезных проблем.

В соответствии с требованиями Британской ассоциации консультантов эффективный консультант — это прежде всего личностно и социально зрелый человек, способный работать с разнообразными запросами клиентов, выстраивать помогающие отношения, способный быть самокритичным.

К негативным (профессионально вредным) чертам консультанта относятся авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным установкам, ценностным ориентациям, побуждениям клиентов.

Логхари и Рипли (1979) выделили четыре нежелательных подхода в работе людей, претендующих на роль консультантов:

» «Вы думаете, что это у вас проблема?! Давайте-ка я расскажу вам о своей».

» «Я скажу вам, что нужно делать».

» «Мне это понятно, поскольку у меня однажды была точно такая же проблема».

» «Я все заботы возьму на себя».

Первые три подхода считаются непродуктивными для взаимодействия с клиентом, четвертый хотя и предполагает непосредственные действия по разрешению проблемной ситуации (и даже может быть применен в кризисный момент жизни клиента), но не дает возможности самому клиенту освоить идеи, умения, которые ему помогут самостоятельно справляться с аналогичными ситуациями в дальнейшем.

В практике социально-педагогического консультирования довольно часто возникает необходимость профессионального общения, взаимодействия, обмена информацией между консультантом и другими специалистами (психологами, врачами, учителями, юристами, социальными работниками). Можно выделить следующие типичные жизненные случаи, обусловливающие необходимость такого общения:

> консультант, работая с клиентом, сталкивается с проблемой, которую он не должен и не может решать самостоятельно. Это касается, например, проведения медико-психологической, судебно-психиатрической экспертизы. В данном случае консультант решает проблему клиента совместно со специалистами из соответствующих областей;

> консультант сталкивается с проблемой, которую он может и должен решать самостоятельно, однако для правильного решения в данный момент времени ему не хватает знаний из других областей;

> консультант вместе с другими специалистами принимает участие в работе многопрофильной экспертной комиссии, например медико-психолого-педагогической, где, взаимодействуя с соответствующими специалистами, он разбирается в сложных комплексных проблемах.

В многочисленной литературе по консультированию рассматриваются различные подходы к обоснованию этапов этого процесса. Приведем один из возможных вариантов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...