Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕХНОЛОГИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Консультирование (от лат. consultare— совещаться, советоваться, заботиться) как особый вид профессиональной деятельности прочно вошел в культуру современного индустриального общества. Его повсеместное распространение началось с 60-х гг. XX столетия с создания первых ассоциаций профессиональных консультантов. Консультативной работой в той или иной степени занимаются представители различных профессий (психологи, врачи, юристы, социальные педагоги и работники, учителя, бизнес-консультанты, менеджеры и др.). По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидуумами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, наставничество или решение проблем... Задача консультирования — предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворительной и полноценной жизни... О консультативном процессе можно говорить тогда, когда кто-либо, временно или постоянно находящийся в роли консультанта, предоставляет свое время, внимание и уважение другому, временно находящемуся в роли клиента». В различных литературных источниках консультирование рассматривается как: > любая форма оказания помощи в отношении содержания и решения проблемной задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает в ее разрешении; > совместная деятельность консультанта и клиента с целью разрешения определенной проблемы и осуществления желаемых изменений у клиента; > оказание услуг по выявлению проблемы, ее анализу, выработке рекомендаций по разрешению проблемы, при необходимости содействие в выполнении определенных действий; > сложившаяся практика оказания действенной помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни проблемами; > квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью восстановления и оптимизации их социальных функций, условий жизнедеятельности. Как отмечает Р. Кочюнас, имеется много сходных определений и все они включают несколько общих основных положений: > консультирование способствует развитию личности; > консультирование помогает обучаться новому поведению; > в консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента; > консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; > консультирование помогает развитию способности человека адекватно и полноценно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутри- и межличностных отношений; > сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом. Вопрос определения целей консультирования не является простым, так как во многом зависит и от разнообразных потребностей клиентов, и от позиции самого консультанта. Однако можно выделить несколько основополагающих целей, которые наиболее часто встречаются в литературе: > способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения; > развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и трудностями; > обеспечить оптимальное принятие жизненно важных решений (научить клиента распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, адекватно оценивать свойства своей личности, преодолевать эмоциональные стрессы); > развивать умение устанавливать и поддерживать межличностные отношения. Перечисленные цели во многом совпадают с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи: лучше понять самого себя или ситуацию; суметь изменить ситуацию; приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится; получить поддержку при принятии решения; суметь принять решение. Довольно часто клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: получение информации по конкретному вопросу; формирование новых умений; согласие консультанта на посредничество; получение практической помощи. Существует много классификаций форм консультативной помощи. По объекту консультирования различают индивидуальное, групповое, семейное. По критерию возраста рассматривают консультирование детей и взрослых. По критерию контакта с клиентом выделяют очное (контактное) и заочное (дистантное: телефонное, письменное, через печатные научно-популярные издания, руководство по самопомощи). По содержанию запроса клиента различают семейное, интимно-личностное, психологическое, юридическое, медицинское, деловое, социально-педагогическое. Предметом социально-педагогического консультирования могут быть: > решение проблем школьной дезадаптации; > диагностика и коррекция отклоняющегося поведения; > организация специализированной помощи (психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической); > содействие в разрешении семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений; > содействие в трудоустройстве, оформлении льгот, субсидий, инвалидностей, материальной помощи в кризисной ситуации; > содействие в наркологической помощи детям, другим членам семьи и т.п. Важная проблема теории и практики консультирования заключается в определении профессионально значимых качеств эффективного консультанта. Р. Мэй в своем труде «Искусство психологического консультирования» отмечает, что проведение консультирования требует владения практическим опытом и необходимыми профессиональными навыками. В начале 70-х гг. XX в. был поставлен под сомнение тезис К. Роджерса о том, что необходимыми и достаточными для успешного консультанта являются такие качества, как безусловное положительное отношение и принятие клиента, открытость и искренность, эмпатийность. Ряд исследователей отметили, что эти качества являются необходимыми, но недостаточными. В частности, консультанты должны обязательно уметь обучать клиентов различным жизненным, социально значимым навыкам, развивать стрессоустойчивость. В середине 80-х годов многими исследованиями в области консультирования было установлено, что эффективность и успешность оказываемой помощи не зависит от пола, этнической принадлежности, опытности консультанта. Однако эффективность помощи снижается, если у консультанта есть собственные серьезные эмоциональные проблемы. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, нормативных документов можно выделить следующие профессионально желательные личностные характеристики консультанта: > проявление искреннего интереса к людям и терпение в общении с ними; > эмоциональная стабильность; > способность вызывать доверие у других людей; > уважение ценностей и прав других людей; > проницательность; > отсутствие предубеждений; > сознание профессионального долга; >эмпатия и чуткость (но не высокая сензитивность); > умение выслушать, теплота и сердечность (но не сентиментальность); > объективность (неотождествление себя с клиентом); > высокий социальный интеллект; > доверие клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой; > умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом; > гибкость, пластичность поведения; > отсутствие собственных серьезных проблем. В соответствии с требованиями Британской ассоциации консультантов эффективный консультант — это прежде всего личностно и социально зрелый человек, способный работать с разнообразными запросами клиентов, выстраивать помогающие отношения, способный быть самокритичным. К негативным (профессионально вредным) чертам консультанта относятся авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным установкам, ценностным ориентациям, побуждениям клиентов. Логхари и Рипли (1979) выделили четыре нежелательных подхода в работе людей, претендующих на роль консультантов: » «Вы думаете, что это у вас проблема?! Давайте-ка я расскажу вам о своей». » «Я скажу вам, что нужно делать». » «Мне это понятно, поскольку у меня однажды была точно такая же проблема». » «Я все заботы возьму на себя». Первые три подхода считаются непродуктивными для взаимодействия с клиентом, четвертый хотя и предполагает непосредственные действия по разрешению проблемной ситуации (и даже может быть применен в кризисный момент жизни клиента), но не дает возможности самому клиенту освоить идеи, умения, которые ему помогут самостоятельно справляться с аналогичными ситуациями в дальнейшем. В практике социально-педагогического консультирования довольно часто возникает необходимость профессионального общения, взаимодействия, обмена информацией между консультантом и другими специалистами (психологами, врачами, учителями, юристами, социальными работниками). Можно выделить следующие типичные жизненные случаи, обусловливающие необходимость такого общения: > консультант, работая с клиентом, сталкивается с проблемой, которую он не должен и не может решать самостоятельно. Это касается, например, проведения медико-психологической, судебно-психиатрической экспертизы. В данном случае консультант решает проблему клиента совместно со специалистами из соответствующих областей; > консультант сталкивается с проблемой, которую он может и должен решать самостоятельно, однако для правильного решения в данный момент времени ему не хватает знаний из других областей; > консультант вместе с другими специалистами принимает участие в работе многопрофильной экспертной комиссии, например медико-психолого-педагогической, где, взаимодействуя с соответствующими специалистами, он разбирается в сложных комплексных проблемах. В многочисленной литературе по консультированию рассматриваются различные подходы к обоснованию этапов этого процесса. Приведем один из возможных вариантов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |