Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности А.В. Петровского.
Группа состоит как бы из трех слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, в соответствии с которым формируются отношения в группе. Многоуровневая структура групповых отношений. На каждом развитии группы более низкие слои не исчезают, а лишь преобразуются — В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми (поверхностные контакты), основанные на эмоциональной приемлимости/неприемлимости. — Во втором слое эти отношения опосредуются совместной деятельностью. — В третьем слое (ядре группы) развиваются отношения, основанные на принятии членами группы единых целей групповой деятельности. Когда все слои развиты, группа становится коллективом. Деятельностное опосредование – это системообразующий признак коллектива. Важна степень развития предметной деятельности. Критерии степени развитости: 1) выполнение группой основной общественной функции 2) соответствие группы социальным нормам 3) способность группы обеспечить каждому члену возможность для полноценного развития. В этом, третьем слое важно совпадение ценностей и развитие мотиваций членов группы. Этот слой распадается еще на два: отношение к деятельности и собственно межличностные отношения, посредованные деятельностью. У Петровского также есть классификация групп. Он выделяет пространство групп, в нем два вектора: наличие/отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (ось Х) и общественная значимость групповой деятельности (ось Y). Вектор опосредованности имеет одностороннее направление, вектор содержания деятельности – двусторонее.
Фигура 1 – коллективы, где максимальны общественная значимость деятельности и степень опосредования ею межличностных отношений. Фигура 2 – несформировавшиеся коллективы. Фигура 3 – антиобщественная группа, высокая степень опосредования межличностных отношений антиобщественной деятельностью (например, банда преступников, мафия). Фигура 4 – антиобщественная группа, менее опасная нежели предыдущая. Фигура 5 – слаба степень развитости показателей (это, например, случайная группа людей в эксперименте – но это нарушение классификации, т.к. речь идет о реальных естественных группах). Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений. ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ 20-30е гг ХХ века – гипертрофированный интерес к малым группам, проблема межгрупповых отношенйи не изучалась. Начало 50х гг – снова начинают изучаться межгрупповые отношения. Причина – усложнение общественной жизни, этнические и классовые конфликты. Предпосылка экспериментальных исследований – мотивационные теории, которые объсняли причины враждебности к чужой группе (у Фрейда, причина – аутоагрессия, в основе которой лежит Танатос – влечение к смерти). Адорно также исследовал межгрупповую агрессию. Показывал на примере антисемитизма, как враждебность формируется с первых этапов социализации из – за жесткого давления со стороны родителей. Сопротивление этому давлению выраажется в направлении агрессии против слабого. Первые экспериментальные исследования М.Шерифа, 1954 в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Но при этом не анализуруются собственно психологические характеристики взаимодействия: эмоциональные и когнитивные процессы, регулирующие деятельность.
Когнитивистский подход Эксперименты А. Тэшфела. Изучение межгрупповой дискриминации (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и аутгрупповую враждебность по отношению к чужой группе). Настаивая на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и при отсутствии конфликта между группами. Т.о. позитивное отношение к своей группе – это константа межгрупповых отношений. В эксперименте студентам показали две картины художников В.Кандинского и П.Клее и предложили посчитать количество точек на каждой картине (поскольку это позволяла манера письма). Затем произвольно разделили участников эксперимента на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек у Кандинского, в другую — те, кто зафиксировал их больше у Клее. Группы были обозначены как «сторонники» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Затем испытуемым предложили поделить деньги между своей группой и другой. Немедленно возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе и враждебность по отношению к чужой группе. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в осознании принадлежности к своей группе – «минимальная групповая парадигма». Область межгрупповых отношений – это в основном когнитивная сфера, включающая четыре основных процесса: 1) социальная категоризация 2) социальная идентификация 3) социальное сравнение 4) социальная дискриминация. Социология изучает сами по себе межгрупповые отношения, а социальная психология – внутренее отражение этих процессов. Важно еще проанализировать, насколько воспритие групп друг друга является адекватным, насколько соответствует реальному положению вещей. Деятельностный подход Так же как и в когнитивном подходе изучается внутренее отражение межгрупповых процессов. Но изучается еще и то, как изменяются эти отношения под влиянием когнитивных процессов участников отношений. Межгрупповое восприятие ≠ индивидуальное восприятие. Характеристики восприятия группы – субъекта: 1) целостность (степень совпадения представлений членов группы о другой группы) 2) унифицированность (степень распространения мнений о другой группе на отдельных членов). Характеристики межгруппового восприятия: устойчивость, консервативность, ригидность. Представления о других группах могут возникать и в отсутствие непосредственного взаимодействия, а при опосредованной безличной деятельности (например, в случае больших групп: обмен ценностями культуры, фольклора). Эксперимент Агеева, 1983. 1) Студенты техникума в период сессии. Показатели адекватности межгруппового восприятия: 1) прогнозирование групповой победы в случае межгруппового соревнования 2) объяснение причин победы или поражения своей и чужой группы 3) представление о возможных успехаха своей и чужой групп. Две группы студентов одновременно сдавали зачет одному преподавателю. Двум экспериментальным группа говорили: так группа, которая будет лучше работать на семинаре, получит автомат. Общая групповая оценка будет складываться из оценок индивидуальных выступлений, каждое из которых оценено в баллах. Сумма баллов была неизвестна испытуемым. Экспериментатор назвал только лидирующую группу. В первой ситуации экспериментатор называл лидирующей только одну группу, во второй – обе группы попеременно. Контрольной группе говорили, что автомат получит не группа в целом, а отдельные ее члены. Экспериментальные условия показали: 1) значительно большее количество реплик в поддержку своей группы 2) значительно большее количество попыток помешать выступлению чужих 3) подсказка экзаменатору тех членов, кто увеличивает шансы на победу 4) частое употребление местоимений мы при объяснении своей победы и местоимения они при объсянении своего поражения. Было установлено: мегрупповое восприятие зависит от хаарктера совместной деятельности (в ситуации соревнвоания обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, восприятия другой группы оказалось неадекватным). В этой серии экспериментов была ситуация с нулевой суммой. Задача: выяснить при всех ли условиях межгрупповой деятельности будет выбрана такая стратегия. 2) Эксперимент проводился в пионерском лагере, где отрядам два раза задавались ситуации соревнования с различной его организацией: в первом случае в середине лагерной смены дети участвовали в спортивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Параллельно с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседневную работу с детьми: перед спортивным соревнованием всячески подчеркивали состязательные моменты, а перед работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных экспериментов было выявлено, что в условиях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение. На первом этапе не было ситуации с нулевой суммой, не было однозначной победы/поражения. На втором этапе межгрупповая деятельность приобрела социально значимую ценность. Вывод: фактор, который привел к снижению внутригруппового фаворитизма и неадекватного восприятия – ситуация межгруппового взаимодействия с общей, надгрупповой целью. Взаимодействие по принципу игры с нулевой суммой может компенсироваться характером совместной деятельности, средство – общие, нагрупповые цели, ценности совместной социально – значимой деятельности. Также важен опыт совместной жизнедеятельности. В эксперименте Тэшфела внутригрупповой фаворитизм был признан констатнтой, т.к. это был лабораторный эксперимент и и люди в нем не знали друг друга. Развитие внутригрупповых отношений: 1) объективные условия совместной межгрупповой деятельности 2) характер непосрдественно межгруппового взаимодействия 3) параметры процессов межгруппового восприятия. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Характер межгрупповых отношений влияет на внутригрупповые отношения. В случае стабильной неудачи группы в ней уменьшается число связей по типу взаимных симпатий, увеличение числа конфликтов. Малую группу нельзя рассматрвиать как изолированную систему. Понятие межгруппового контекста. Межгрупповые отношения можно разделить на: 1) Отношения по горизонтали (соподчиненные группы: школьные классы, футбольные команды, демографические группы, не соподчиненные группы: семья. школа, спортсекция). 2) Отношения по вертикали – отношения по иерархии (бригада, цех, завод, объединение и др.). Психология организаций.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 747. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |