Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация малых групп и основные направления их исследования.
КЛАССИФИКАЦИИ МАЛЫХ ГРУПП 1) Первичные и вторичные (Ч. Кули). Для первичных групп (семья, друзья, соседи) характерна непосредственность контактов. Во вторичных группах общение происходит через посредников. По этому признаку, контактности, первичные группы отеждествляются с малыми. Эта классификация не имеет практического значения. 2) Формальные и неформальные (Э. Мэйо). Хоторнские экперименты. В формальной группе четко заданы позиции ее челонов, они перписаны групповыми нормами. также четко определены роли членов группы (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда). Отношения заданы по вертикали. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, в них не предписаны статусы и роли (люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже). Неформальная группа может создаваться внутри формальной (например, в школьном классе возникают группы близкизх друзей). 3) Группы членства и референтные группы (Г. Хаймен) Основные направления исследований: 1) Социометрическое (Дж. Морено). Морено считал, что в группе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (пространственное размещение индивидов в разных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (психологические отношения индивида с окружающими). Все напряжения, конфликты обусловлены несовпадением микро- и макроструктур (ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей). Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Для этого служит социометрическая методика. Предполагается, что социометрией измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает другим членам группы. Критика: существенная ограниченность, т.к. процесс исследования малых групп был сведен к исследованию эмоциональных контактов и нет ответа на вопрос о мотивах выбора. 2) Социологическое (Э. Мэйо). Изучалось влияния освещенности помещения на производительность. Увеличили освещенность в экмпериментальной группе – производительность повысилась, в контрольной группе освещенность не менялась, производительность не росла. Новый прирост освещенности – рост производительности труда, но вдруг и в контрольной группе при неизменности освещенности возрасла производительность. В экспериментальной групепотменили улучшения освещенности – производительность продолила расти, в контрольной группе производительностьтакже увеличилась. Добавочные исследования: ввели дополнительные перерывы и выходные дни, увеличили зарплату и др. Производительность возросла. Когда улучшенные условия отменили, производительность снизилась, но ее уровень был все равно выше чем вначале. Мэйо предположил, что сам факт участия в эксперименте – это тоже переменная. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабельности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Появилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношенний, которые как раз обозначались, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производительного процесса. Теоретическое значение открытий Мэйо для социальной психологии состоит в том, что был получен новый факт – существование в малой группе двух типов структур: наряду с формальной еще и неформальной структуры. 3) Школа «групповой динамики» (К. Левин). Опиарется на теорию поля. Изучение природы групп, условий их формирования, их взаимосвязь с индивидами и другими группами, условия их успешного функционирования. Главный вопрос – какие потребности двигают социальным поведением людей. Исследование проблемы внутригрупповых конфликтов, сопоставление эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны оригинальные методики, которые работают и в новых теоретеческих рамках. Другой стороны, весь теоретический контекст – спорные конструкции поля – является и устаревшим, и принципиально неприемлемым. Ни в одном из направлений не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений. Поэтому, все подходы в разной степени страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества. Общая характеристика процессов групповой динамики. Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Для начала можно сказать о школе «групповой динамики» К. Левина. Ориентировка на «теорию поля». Отвечая на вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, данная школа исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. «Групповая динамика» в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. При рассмотрении динамических процессов в малой группе изучается образование малой группы, процесс её функционирования и распада. Феномен группового давления на индивида, групповая сплоченность, лидерство, принятие групповых решений. Вопрос об эффективности группы. ОБРАЗОВАНИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ Малая группа задаётся определённой потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Причины образования лежат вне группы, исходят из более широкой социальной структуры. Это есть предпосылки существования малой группы. Как внешне заданная группа становится групой в психологическом значении этого слова? — подключение к уже существующей группе нового члена, здесь возникает феномен давления группы на индивида (это исследовалось не в групповой динамике, а в направлении исследования конформизма) — процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей (изучение формирования групповой сплоченности). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |