Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иерархическая структура диспозиции личности.




Ядов предложил диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности. На разных уровнях потребностей действуют разные диспозиционные образования.

Узнадзе: установка возникает при наличии определенной потребности и ситуации их удовлетворения. Но эти установки возникали только при встрече с элементарными человеческими потребностями.

Ядов предположил, что на других уровнях потребностей возникают другие образования – диспозиционные. Они возникают при встрече определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуации их удовлетворения.

Иерархия потребностей (П), в ней потребности классифицируются с т.з. включения личности в разные сферы социальной деятельности.

1 сфера, где реализуются потребнсоти человека – семья, 2 – контактная малая группа, 3 – сфера деятельности, связанная со сферой труда, досуга, быта, 4 – социально – классовая структура, куда индивид включается чреез освоение иедалогических и культурных ценностей.

Иерархия ситуаций (С): предметные ситуации, ситуации группового общения, условия досуга, быта, труда, условия деятельности в рамках определенного типа общества.

Иерархия диспозиций (Д):

а) элементарные фиксированные установки

б) социально фиксированные установки

в) базовые социальные установки

г) система ценностных ориентаций личности.

Иерархия диспозиционных образований – регулятивная система поведения личности.

На высших уровнях диспозиции когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты специфически проявляются.

На высших уровнях регуляции первостепенный – когнитивный компонент.

В каждой конкретной ситуации поведения работают разные уровни диспозиций.

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Любая дисопзиция может изменяться. Чем сложнее социальный объект, тем устойчивее по отношению к нему социальная диспозиция.

Бихевиористы: аттитюды изменяются в зависимости от подкрепления той или иной социальной установки (метод научения).

Но аттитюд, основанный на прошлом опыте, может измениться из – за каких – либо социальных факторов.

Когнитивисты: теория соответствия. Кстанвока изменяется каждый раз, когда в когнитивной структуре возникате несоответствие.

Изменение социальной установки анализируется с точки зрения объективных социальных изменений и активной позиции личности.

Концепция убеждающей коммуникации: разные модели способов убеждения.

 

Понятие социальной идентичности.

Личностная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектулаьных и нравственных черт индивида.

Социальная идентичность – самоопределение в терминах принадлежности себя к определенной социальной группе.

Тест «20 ответов» Куна и Макпартленда (на вопрос кто Я). Устанавливаются группы принадлежности.

Э. Эриксон: идентичность человека формируется в течение всей жизни. Социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с т.з. общества, осознание себя как элемента социального мира.

Теория социальной идентичности Тэшфела, теория самокатегоризации Тернере.

Тэшфел, социальная идентичность – это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (группах) вместе с ценностными и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологическую группу посредством категоризации себя с другими.

В структуре социально идентичности выделяется три компонента:

— когнитивный (знание о пренадлежности к группе),

— ценностный (позитивная/негативная оценка группы),

— эмоциональный (принятие/отвержение своей группы).

Позитивный или негативный образ группы формируется в зависимости от того места, которое она занимает в обществе.

Человек оценивает свою принадлежность к предшествующим группам, а также возможную идентичность.

Cоциальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения.

Процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:

1) индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории;

2) человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные;

3) человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения.

Человек принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом и человек оказывается перед внутренним выбором.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...