Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иерархическая структура диспозиции личности.
Ядов предложил диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности. На разных уровнях потребностей действуют разные диспозиционные образования. Узнадзе: установка возникает при наличии определенной потребности и ситуации их удовлетворения. Но эти установки возникали только при встрече с элементарными человеческими потребностями. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей возникают другие образования – диспозиционные. Они возникают при встрече определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуации их удовлетворения. Иерархия потребностей (П), в ней потребности классифицируются с т.з. включения личности в разные сферы социальной деятельности. 1 сфера, где реализуются потребнсоти человека – семья, 2 – контактная малая группа, 3 – сфера деятельности, связанная со сферой труда, досуга, быта, 4 – социально – классовая структура, куда индивид включается чреез освоение иедалогических и культурных ценностей. Иерархия ситуаций (С): предметные ситуации, ситуации группового общения, условия досуга, быта, труда, условия деятельности в рамках определенного типа общества. Иерархия диспозиций (Д): а) элементарные фиксированные установки б) социально фиксированные установки в) базовые социальные установки г) система ценностных ориентаций личности. Иерархия диспозиционных образований – регулятивная система поведения личности. На высших уровнях диспозиции когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты специфически проявляются. На высших уровнях регуляции первостепенный – когнитивный компонент. В каждой конкретной ситуации поведения работают разные уровни диспозиций. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК Любая дисопзиция может изменяться. Чем сложнее социальный объект, тем устойчивее по отношению к нему социальная диспозиция. Бихевиористы: аттитюды изменяются в зависимости от подкрепления той или иной социальной установки (метод научения). Но аттитюд, основанный на прошлом опыте, может измениться из – за каких – либо социальных факторов. Когнитивисты: теория соответствия. Кстанвока изменяется каждый раз, когда в когнитивной структуре возникате несоответствие. Изменение социальной установки анализируется с точки зрения объективных социальных изменений и активной позиции личности. Концепция убеждающей коммуникации: разные модели способов убеждения.
Понятие социальной идентичности. Личностная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектулаьных и нравственных черт индивида. Социальная идентичность – самоопределение в терминах принадлежности себя к определенной социальной группе. Тест «20 ответов» Куна и Макпартленда (на вопрос кто Я). Устанавливаются группы принадлежности. Э. Эриксон: идентичность человека формируется в течение всей жизни. Социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с т.з. общества, осознание себя как элемента социального мира. Теория социальной идентичности Тэшфела, теория самокатегоризации Тернере. Тэшфел, социальная идентичность – это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (группах) вместе с ценностными и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологическую группу посредством категоризации себя с другими. В структуре социально идентичности выделяется три компонента: — когнитивный (знание о пренадлежности к группе), — ценностный (позитивная/негативная оценка группы), — эмоциональный (принятие/отвержение своей группы). Позитивный или негативный образ группы формируется в зависимости от того места, которое она занимает в обществе. Человек оценивает свою принадлежность к предшествующим группам, а также возможную идентичность. Cоциальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения. Процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса: 1) индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории; 2) человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные; 3) человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения. Человек принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом и человек оказывается перед внутренним выбором.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |