Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен конформности: классические и современные исследования.




Феномен группового давления (феномен конформизма)=социальное влияние (термин Зимбардо)

Конформизм – приспособленчество.

Конформность возникает там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивидам и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Противоположными конформности являются независимость, самостоятельность позиции, устойчивость к групповому давлению.

Негативизм – сопротивление далению группы, демонстрация крайней независимости, отрицание ее номра во что бы то ни стало.

Аш первый открыл такое явление как внушаемость.

 

Эксперимент М. Шерифа.

В первый день один испытуемый был помещён в тёмную комнату, в которой светилась одна точка, которая постепенно начинала двигаться. Испытуемый должен был определить, на какое расстояние точка сдвинулась. Предположим, он указал 15 см. На другой день в комнату были помещены трое испытуемых, и каждый предлагал свою версию сдвига точки: один указал 2,5 см, второй – 5 см, а «ветеран» стоял на своём – 15 см. На третий день позиции испытуемых начали сближаться. На четвёртый день все трое сошлись в одном мнении. Шериф назвал полученный результат аутокинетическим эффектом.

В результате внушения (обсуждение проблемы) возникла групповая норма, которй подчинились испытуемые.

Эксперимент С. Аша 1951 года.

Нужно определить длину линии. Давались две карточки – в левую и правую руку. На левой карточке был изображен один отрезок, на правой три отрезка, один из которых был равен отрезку на елвой карточке. Какой отрезой с правой карточки равен левому?

Индивидуально все правильно решали задачу. Затем добавлялась подставная группа, которая давала неверный ответ. 37% процентов испытуемых дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

Степень конформности зависит от ситуации эксперимента и состава группы.

 

Возможно надо выделять конформность к группе и конформность к экспериментатору (Розенталь - эффект).

Аш описывал два типа поведения – конформное (люди хотят понравится группе, быть принятыми ею) и неконформное. В реальных ситуациях может возникнуть третий тип поведения, которые будет демонстрировать сознательное принятие личностью норм и стандартов группы.

По Петровскому (1973, 1979):

— внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;

— конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

— коллективистическое самоопределение – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами группы.

Дальнейшие исследование показали, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство (Московичи).

М. Дойч и Г. Джерард разработали «информационную теорию конформности», в соответствии с которой были выделены два вида группового влияния:

— нормативное (давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма, субъект изменяет свое поведени, демонстрируя согласие, но оставаясь при своем мнении) – внешний конформизм

— информационное (давление оказывает меньшинство, если член группы доверяет ей, он меняет свое мнение) – внутренний конформизм.

Проблема нормативного и информационного  группового влияния.

М. Дойч и Г. Джерард разработали «информационную теорию конформности», в соответствии с которой были выделены два вида группового влияния:

— нормативное (давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма, субъект изменяет свое поведени, демонстрируя согласие, но оставаясь при своем мнении) – внешний конформизм

— информационное (давление оказывает меньшинство, если член группы доверяет ей, он меняет свое мнение) – внутренний конформизм.

Типы социального влияния:

Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

При исследовании групповой сплочённости исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по свои собственным законам.

Групповая сплоченность может рассматриваться через эмоциональную основу.

Социометрическое направление предложила считать «индекс групповой сплочённости» (эмоциональная характеристика группы), который вычисляется как отношение взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.

Концепция А. и Б. Лотов

Сплочённость обусловлена межличностной аттракцией.

Причины исмпатии могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со стороны других групп, успехом групповой деятельности.

Подход Л. Фестингера

Сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе.

Сплоченность – «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». «Силы» - это либо привлекательность группы для индивида, либо удовлетворенность членством в группе. Привлекательность и удовлетворенность анализировались при помощи выявления эмоционального плана отношений группы, поэтому. С сплоченность и здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Соотношение наград и потерь, которые имеет индивид в группе. Награды – это удовлетворение биопотребностей, безопасность, принятие другими, поддержка самооценки. Потери – время и усилия для взаимодействия с неприятными партнерами, критика и отвержение со стороны партнеров.

Превышение наград над потерями – высокий уровень сплоченности.

Д. Крайтрайт

Ввел более полный список факторов сплоченности. Сплоченность зависит не только от свойств группы, но от их соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями благоприятного членства.

Т. Ньюком

Вводит особое понятие «согласия». Необходимость возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентации, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов.

Исследования А. Бейвеласа

В них особое значение придается характеру групповых целей.

Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей.

А. В. Петровский (теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе)

Всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех слоёв. Эти слои также рассматриваются как уровни развития групповой сплочённости. развитие сплоченности происходит не только на основе коммуникаций. но и и на основе совместной деятельности.

 

Структура малой группы с т.з. стратометрической концепции

 

Слой В — непосредственные эмоциональные контакты

Слой Б — ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство) отношения опосредуются совместной дятельностью.

Слой А — ядро, совместная групповая деятельность и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

 

1 уровень: непосредственные эмоциональные контакты измеряются социометрией. Сплоченность на этом уровне выражается развитием эмоциональных контактов.

2 уровень: уровень ценностно – ориентационного единства: отношения опосредствованы совместной деятельностью (ориентация на общие ценности). Мотивы выбора здесь: совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности. Сплоченность – совпадение системы ценностей, касающихся совместной деятельности.

3 увовень: включение индивида в совместную групповую деятельность. Здесь выделяются разные цели групповой деятельности, здесь же выступают значимые мотивы выбора членов друг друга. Мотивы выбора на этом уровне связаны с более абстрактными ценностями, связанными с отношением к труда, окружающим, миру. Сплоченность – совпадение обших целей групповой деятельности.

 

Эксперимент А.И. Донцова показал, что в реальной деятельности сплочённость оказывается выше.

1) Исследование в 14 московских школах. Цель: выявить как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с их реальным воплощением в повседневном преподавании и воспитании.

Были выявлены два плана сплоченности:

— сплоченность, демонстрируемая при оценке эталонного ученика

— сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников.

Общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика.

В реальной деятельности сплочённость оказывается выше.Отношение к эталону – это мнение, но не реальная деятельность.

2) Оцениванию подверглись не только ученики, но и коллеги.

Единство ценностных ориентаций оказалось выше тогда. когда речь шла об эталоне учителями. Конкретным предметом деятельность учителя становится не другой учитель, значит совпадение таких ценностей это не параметр непосредственной совсемтной деятельности группы.

Совместная деятельность является главным детерминантом образования группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...