Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личность в группе. Социально-психологические качества личности.




Группа наделяет личность определенными свойствами. Группа оценивает личность, эта оценка предполагает некоторые нормы, она определяет, какие качества важны для данной группы и данной деятельности.

Процессы межличностного оценивания:

1) интериоризация (усвоение личностю чужих оценок)

2) социальное сравнивание

3) самоатрибуция (приписывание себе качеств)

4) смысловая интепретация жизненного переживания.

Самооценка каждого члена зависит от группового мнения. выделяются социально психологические качества личности, т.е. те, которые проявляются непосредственно в совместной деятельности, и качества, необходимые для общения.

Социально психологические качества личности:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, межличностного оценивания).

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния

3) общие. связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничесство)

4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к аторитарному или демократическому мышлению и др.).

Эти качества формируются в условиях совместной деятельности и в общении с другими людьми. Качества, которые непосредственно проявляются в деятельности, обусловливают ее эффективность.

МЕХАНИЗМЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО ПРОЦЕССА

Перцептивная защита

Попытка игнорировать при восприятии какие – то черты человека и тем самым выстроить преграду его воздействию. Например, феномен веры с справедливый мир (Лернер): человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает и тем, какие за это следуют награды и наказания. При встрече с насправедливостью человек отгораживается от этой информации.

Эффект ожиданий

Реализуется в имплицитный теориях личности.

Иллюзорные корреляции: все веселые люди легкомысленны, все педантичные люди подозрительны (перенос реального сочетания черт у одного человека на другого).

Феномен когнитивной сложности

Имплицитные теории личности – это некие конструкты, рамки, в которых оценивается воспринимаемый человек. Совокупность этих конструктов определяет когнитивную сложность человека. Когнитивно сложные люди делают меньше ошибок при решении задач.

Сложность может быть во внутреннем и во внешнем мире. При их сочетании выделяются четыре типа людей по типологиям жизненных миров:

1) внешне легкий и внутренний простой жизненный мир

2) внешне трудный и внутренне трудный

3) внутренне трудный и внешне легкий

4) внутренне простой и внешне сложный.

 

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Социальная психология зародилаьс как прикладная дисциплина в следуствие социальных запросов, социальных проблема.

В социальной психологии прикладные исследования обгоняют фундаментальные.

Практические запросы требуют быстрого решения задач, здесь есть и плюсы, и минусы.

Плюсы: финансирование со стороны разных областей в виду востребованности.

Минусы: социальная психология не всегда может ответить на некоторые вопросы, часто бывает низкое качество исследований и выводов.

«Полевые» исследования социальной психологии заставляют вторгаться в жизнь людей.

Все стратегии прикладных исследований в социальной психологиипостроены на постоянном взаимодействии исследователя с испытуемыми (розенталь – эффект и пр.).

Участвуя в этих исследованиях, испытуемый остается членом своего коллектива. не выключен из системы окружающих его отношений.

Ситуационный аспект: результаты какого – либо опроса зависят от эмоционального настроя испытуемого в данный момент.

Социально – психологические методики громоздкие, приходится отрывать людей от их занятий, не все это могут, как результат – смещение выборки.

Проблема этических норм (после исследований возможны остаточные явления воздействия).

Проблема адаптации языка психолога к языку испытуемого, проблема терминологии. Некоторые термины могут показать испытуемым обидными, важно это учитывать.

 

Прикладные исследования и практическая социальная психология.

В любой сфере научного знания существует проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований. Они различаются между собой прежде всего по такому критерию, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. В самом общем виде различие между фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчётливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а второе – на способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Особенности прикладных исследований:

— Организуется по заказу какого-либо социального института

— Требуется перевод результатов с профессионального языка на человеческий

— Источником формирования гипотез являются практические соображения, результаты претендуют исключительно на подтверждение или отвержение гипотезы

— Существует необходимость чёткого формулирования рекомендаций, указания направлений, сроков и этапов их внедрения

— Критерий эффективности – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

 

Особая сфера науки – социально-психологическое вмешательство.

Положительный момент прикладных исследований: финансирование различными областями народного хозяйства и культуры.

Отрицательный момент: социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но вынуждена их давать, что сказывается на качестве исследований.

Надо чётко понимать, что может, а что не может социальная психология и не давать заказчику невыполнимых обещаний.

 

Практические проблемы реализации прикладных исследований:

— Исследователь приходит на предприятие, не зная, что там происходило, что зачастую приводит к тому, что эмоциональная оценка ситуации, высказанная тем или иным работником, принимается за истинный ответ.

— Исследование надо проводить или в рабочее время, отвлекая людей от работы, или оставлять работников после смены, вызывая недовольство. Если же оставлять только добровольцев, это сожжет привести к получению нерепрезентативной выборки.

— Работники воспринимают психолога как контролера или члена комиссии, следуют просьбы и жалобы.

— Своеобразие адаптации профессионального языка к испытуемому. Отдельные термины и понятия могут восприниматься ситуативно.

— Внедрение рекомендаций социального психолога осуществляет администрация предприятия, а это не социальные психологи.

Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...