Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема развития группы в социальной психологии.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА МАЛОЙ ГРУППЫ Групповая динамика – это характеристика ситуации в группе в кадый конкретный момент ее существования. Лабораторные группы живут недолго, в отличие от реальных. Но длительность жизни малых групп не сопоставима с жизнью больших групп, которые включены в ход исторического развития. Реальные группы постоянно изменяются, но при этом сохраняют свою целостность. Впервые идея развития группы была обозначена в психоанализе (на основе психотерапевтических групп). В рамках психоанализа возникла теория развития группы Бенниса и Шеппарда. Они анализировали развитие групп на основе процессов в т – группах (группах тренинга). В существовании группы есть две фазы, на каждой из них группа решает определнные проблемы для достижения основной цели. Основная цель – установление валидной коммуникации (коммуникации, в которой устранены помехи для общающихся). На первой фазе выбирается лидер и анализируются взаимоотношения между лидером и членами группы, на второй фазе решаются отношения между членами группы. Постепенно снимается скованность в отношениях и разивается полноценная коммуникация. Теория социализации группы Морленда и Ливайна Развитие группы по аналогии с развитием индивида. Каждая стадия развития характеризуется по типу отношений с каждым новым членом. Критерии сравнения стадий: 1) Оценивание целей группы, ее положение среди других групп, значение целей для членов группы. 2) Обязательства группы по отношению к каждому члену и каждого члена по отношению к группе, степень удовлетворения взаимных ожиданий. 3) Преобразование ролей членов группы (их включенность, степень идентификации с группой). Возможные роли: потенциальный член, новый член, полный член, маргинальный член, экс – член. Системно – процессуальная модель Чемерса Соответствие стадий развития группы и ролей ее членов. — потенциальный член – группа исследует его (исследование) — новый член – его социализация в группе (социализация) — полный член – группа поддерживает его (поддержка) — маргинальный член – ресоциализация (возможен его уход) — экс – член – воспоминания о группе. Каждая стадия связана со сменой состава группы. Факторы смены ролей членов группы – мера принятия группой каждого члена и принятие членом группы. На изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений. Каждый новый член вносит какие – то общественные ценности. Стадии развития группы, т.о., соотносятся с изменениями в обществе. Исследования коллективизма – индивидуализма Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как виды ценностей. Большинство исследований направлено на сравнение ценностной ориентации в США и Юго – Восточной Азии. Индивидуализм больше свойственнен американской культуре (ориентация на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, закрытость в общении, роль группы в жизни индивида занижена). Коллективизм характерен для традиционных обществ (позитивное отношение к целям группы, уважение к равному распределению благ, открытость в общении, цели группы ставятся выше своих). Переход от одной стадии к другой в развитии группы зависит от того, какая ориентация победит. Идея зависимости развитяи группы от типа общества. ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА Маркс, коллектив – это специфическая форма организации людей в социалистическом обществе. Коллективный труд основан на общественной собственности. Коллектив может существовать только в отсутствие антогонистического классового разделения. Изучение коллектива в обществоведение в 20-30е гг ХХ века: коллектив – это реальная группа, возникающая в общественной жизни (обыденно употребление термина). Социальная психология: цель развития группы – достижение высшей стадии – коллектива. Теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко. Признак коллектива – социально – позитивная деятельность, которая отвечает потребностям общества. Важна направленность коллектива, она обеспечивает целеустремленность членов коллектива. Нормы взаимоотношений в коллективе должны соответствовать нормам общества. Признаки коллектива: социально одобряемые цели, добровольный характер объединения, целостность, условия для развития личности. Закон жизни коллектива – постоянное его движение и развитие. Стадии развития коллектива: 1) Руководитель коллектива предъявляет коллективу требования, и тот развивается. Здесь же начинает формироваться актив коллектива. 2) Развитие коллектива, решение общих задач. Теперь коллектив развивается за счет требоваий актива. 3) Коллектив сформировался и может использоваться как средство индивидуального развития каждого конкретного члена. Важно наличие целей – перспектив («завтрашних радостей»), воспитание каждого члена опосредовано через воспитание коллектива, обязательно взаимодействие разных возрастов и передача опыта. Параметрическая теория коллектива Л.И. Уманского Уманский выделяет следующие признаки коллектива: наличие нравственной направленности (неких общих ценностей, моралей), наличие совместной деятельности, эмоциональное единство группы, способность противостоять трудностям. Оценивается степень принятия каждый членом групповых норм, степень общности членов, комфортность каждого членав группе, влияние лидера на группу, степень активизации каждого члена группой и влияние данной группы на другие. Выделяется некий континуум групп, высшая точка которого – коллектив. Группа может уклониться от пути развития к коллективу и пойти по «отрицательному» пути (групповой эгоизм, дезинтегративные процессы). В зависимости от типа группы выделяется положительное (коллектив, група – автономия, группа – кооперация) и отрицательное (группа – корпорация) влияния на личность. Стадии развития группы: группа – конгломерат, номинальная группа, группа – ассоциация, группа – кооперация, группа – автономия, коллектив или лжеколлектив (группа – корпорация: замкнутоность, испоьзование других групп для достижения цели). Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности Петровского Группа состоит как бы из трех слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, в соответствии с которым формируются отношения в группе. 1 уровень – поверхностные контакты, основанные на эмоциях, 2 уровень – отношения опосредованные деятельность, 3 уровень – отношения, обусловленные совпадением целей групповой деятельности. Многоуровневая структура групповых отношений. На каждом развитии группы более низкие слои не исчезают, а лишь преобразуются. ВАЖНОСТЬ ПОНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВА Понятие коллктива важно для изучения взаимоотношения группы и личности. Группа, достигая определенного уровня, становится коллективом, при этом она не противостоит личности, а способствует ее развитию. Группа превращается в совокупный субъект деятельности, интегрируя субъектные свойства ее членов. Иначе идет процесс формирования личности. Специфический процесс развития группы – командообразование.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 328. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |