Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.




см. 39

 

Проблема личности в социальной психологии.

В социологии личность изучается как носитель общественных отношений. Для анализа общественной деятельности необходимо анализировать действия отдельных личностей. Для социологии личность важна не как индивидуальность, а как «социальный тип». Проблема социальной типологии личности.

Общепсихологический подход: много подходов к изучению личности, никто из них не отрицает социальную детерминацию личности.

Разные подходы предлагают разные структуры личности:

1) Личность – конкретный субъект деятельности, в единстве его индивидуальных и социальных ролей.

Концепция Анафьева: в структуре человека как личности и субъекта деятельности выделяются природные свойства человека как индивида.

Платонов: биологическая подструктура, психологическая подструктура, подструктура социального опыта (знания, умения, привычки), подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, убеждения).

 

2) Личность – социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, возникших в прямом и косвенном взаимодействии индивида с другими людьми.

Выготский, Рубинштейн, Леонтьев: личность – надприродное, историческое в человеке, возникшее в процессе культурного развития. Личность – общественная категория, а не психологическая.

Личность одновременно и условие деятельности и ее продукт. В структуру личности входят иерархия деятельностей, иерархия потребностей

В социальной психологии модель личности предполагает соединению социологического и общепсихологического подходов.

В социологии личность – объект социальных отношений, в общей психологии изучаются всеобщие механизмы психической деятельности субъекта. Социальная психология изучает личность как и объект и субъект общественных отношений.

Социальная психология изучает как формируются социально – типические черты, изучает микросреду формирования личности. Рассматривается поведение и деятельность социально детерминированной личности в конкретных реальных социальных группах.

Главное в исследовании личности взаимоотношение личности и группы.

Личность в социальной психологии рассматривается прежде всего в контексте группы. Рассмотрение личности как представителя определённой социальной группы.

Социальная психология выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем её деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Основными вопросами рассмотрения являются социализация (влияние общества на личность), социальная установка (реализация активного усвоения социальных воздействий) и социальная идентичность (чувство принадлежности к группе).

Проблемы социализации в социальной психологии.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Человек не просто усваивает социальный опыт, он преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сферы становления личности:

— деятельность

— общение

— самосознание (самоопределение, самореализация, самоутверждение, самооценка).

На протяжении процесса социализации человек осваивает много видов деятельностей. При этом происходят: ориентировка в система связей в деятельности и между разными видами деятельности (осуществляется посредством личностных смыслов), центрирование вокруг выбранного вида деятельности и подчинение ему других деятельностей, освоение новых ролей. Особенно важен процесс целеобразования.

Расширение общения – увеличение количества контактов. Углубление общения – децентрация, умение ориентрироваться на собеседника.

Самосознание: самоопределение поиск жизненной позиции), самореализация (активностьв разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценка.

Самосознание – обретение целостности в определении собственной идентичности.

В процессе социализации идет усвоение опыта, прежде всего через трудовую деятельность.

 

Стадии и институты социализации.

Три основные стадии социализации:

— дотрудовая

а) ранняя социализация, до поступления в школу

б) стадия обучения, школа+ВУЗ

— трудовая

— послетрудовая

Некоторые настаивают на непрерывной социализации. Образование постоянно→ социализация постоянна. Специфика взрослой социализации в отличие от детской выражается в поведении, в оценивании норм, в осознании оттенков между черным и белым (а не простом следовании нормам), в овладении навыками, а не мотивациями.

Другие считают, что социализация взрослых – это преодоление сложившихся в детстве психологических тенденций

Одни считают, что в последтрудовой стадии нет никакой социализации. С точки зрения эйджеизма (негативное отношение к пожилым) социализации на послетрудовой стадии вообще не происходит.

Другие – что процесс социализации продолжается в зрелом возрасте, просто тип активности изменяется (концепция Эриксона).

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие на личность происходит непосредственно или через группу. Средства воздействия: нормы, ценности, знаки.

Институты социализации – группы, в которых личность приобщается к системам норма и ценностей и трансляторы общественного опыта.

Институтами социализации являются семья, дошкольные детские учреждения, школа (общение со сверстниками), ВУЗ, организация.

Дотрудовая стадия – семья, дошкольные детские учереждения. В семье осуществляется первичная социализация, приобретаются первые навыки общения, формируется полоролевая идентичность. Тип поведения родителя (либеральынй или авторитарный) оказывает влияние на формирование у ребенка образа Я. У ребенка формируется представление о правах. Роль семьи как института социализации зависит от культуры, типа общества, места проживания.

Второй период ранней социализации – школа, вуз.

Школа готовит к жизни в обществе, дает систематическое образовани. Школа формирует первые представления о гражданских обязанностях. Важный элемент социализации – общение со сверстниками.

С т.з. социализации юность – особенно важный период. Это период активного принятия жизненно важных решений (в экспериментальных условиях активность личности изучается через принятие решений).

Трудовая стадия – трудовой коллектив, команда, организация.

Проблемы ухода из трудового коллектива. Возможные институты десоциализации: преступная группа, группа наркоманов, алкоголиков и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...