Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бюджетный дефицит, профицит и государственный долг
Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, связанных с бесхозяйственностью. Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы. Дефицит бывает четырех видов: фактический, циклический, структурный и скрытый. Фактический дефицит – это реальное превышение расходов над доходами государственного бюджета. Циклический дефицит – дефицит, вызван автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости или высокой занятости потенциальных производственных ресурсов. Скрытый дефицит – представляет собой бюджетный дефицит, занижающий величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет. Бюджетный дефицит также рассматривается по причинам возникновения. При этом различают сознательный и вынужденный дефицит. Сознательный дефицит возникает в условиях достаточности ресурсов в обществе и довольно высоком уровне доходов юридических и физических лиц. Вынужденный дефицит связан с низким уровнем выработанного ВВП, если даже высокий уровень налогообложения может обеспечить бюджет государства достаточными доходами. По критерию влияния на экономику бюджетный дефицит делится на активный и пассивный. Активный бюджетный дефицит - средства направляются в экономику, в рост ВВП. При пассивном дефиците средства направляются на покрытие текущих расходов. По форме проявления бюджетный дефицит может быть открытый и скрытый. Открытый бюджетный дефицит официально признается в законе или решении о бюджете. Скрытый - официально не признается. Мероприятия по предотвращению бюджетного дефицита: 1) усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности; 2) усилить ответственность субъектов хозяйствования и их руководителей, в частности личное имущественное и криминальную, за соблюдение требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами; 3) усовершенствовать инструменты привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения; 4) обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства; ввести жесткий режим экономии бюджетных средств; перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных займов субъектам хозяйствования; 7) ввести научно обоснованную систему прогнозирования показателей, которые берутся за основу формирования доходов и расходов бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности. Таким образом, основными причинами возникновения дефицита Государственного бюджета в Украине является снижение объемов производства и сокращение доходов бюджета, низкая налоговая дисциплина, наличие значительного теневого сектора в экономике, чрезмерные государственные расходы по отдельным статьям бюджета. Ликвидация или значительное уменьшение указанных отрицательных явлений - основные направления сокращения дефицита Государственного бюджета в Украине. Превышение доходов над расходами формирует активное сальдо, или профицит бюджета. В соответствии с бюджетным законодательством бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга. Следовательно бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Основными причинами устойчивого бюджетного дефицита и увеличение государственного долга являются: - увеличение государственных расходов в военное время или в периоды каких-либо социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в короткий период ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не пренебрегать к ужесточению налогообложения; - цикличные спады в экономике, особенно если они глубокие и длительные; - сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 333. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |