Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы бюджетного процесса на государственном уровне.




Бюджетный кодекс (ст.19) определяет четыре стадии бюджетного процесса:

1. Составление проектов бюджетов.

2. Рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины.

3. Выполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

4. Подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятие решения относительно него.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит, проводится экономический анализ и оценка эффективности использования бюджетных средств.

1. Составление проектов бюджетов.

В начале года Министерство экономики готовит прогноз основных макропоказателей экономического и социального развития государства на основе анализа выполнения показателей бюджета за предыдущий год. Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются объем валового внутреннего продукта и темпы его роста в следующему финансовом году, предвиденный уровень инфляции и т.п..

Кабинет Министров Украины вместе с министерствами и ведомствами разрабатывает проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период, в котором определяется бюджетная политика государства на следующий финансовый год и приоритетные задачи.

Не позднее 1 июня в Верховной Раде Украины проходят  парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий период.

По результатам парламентских слушаний Верховная Рада Украины принимает постановление об одобрении или принятии ко вниманию Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.

Непосредственная работа по составлению проекта Государственного бюджета выполняется Министерством финансов Украины. Для подготовки предложений проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины разрабатывает и докладывает главным распорядителям бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Бюджетный запрос (согласно Бюджетному кодексу) - документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения с соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период.

Министерства и ведомства, другие органы государственной исполнительной власти в двухнедельный срок рассматривают доведенные к ним показатели и подают Министерству финансов Украины свои предложения с соответствующими расчетами и обоснованиями.

Министерство финансов Украины проводит анализ бюджетных запросов, с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также эффективности использования бюджетных средств. На основе анализа бюджетных запросов Министерство финансов Украины готовит проект закона о Государственном бюджете Украины и подает его в Кабинет Министров Украины до 15 августа для рассмотрения.

По вопросам, не согласных с министерствами и ведомствами, а также с другими органами государственной и исполнительной власти, Министерство финансов докладывает Кабинету Министров Украины.

Кабинет Министров Украины в установленном законодательством порядке на своем заседании рассматривает проект закона о Государственном бюджета Украины, решает спорные вопросы, которые возникли в процессе составления бюджета и принимает постановление относительно одобрения проекта закона о Государственном бюджете Украины и подает его с соответствующими материалами Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, который предшествует плановому.

Проект закона о государственном бюджете согласно ст.28 Бюджетного кодекса подлежит обязательной публикации в газете "Урядовый курьер" не позднее чем через семь дней после его представления Верховной Раде Украины.

 

2. Рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины

Эта стадия бюджетного процесса предусматривает серию парламентских заседаний и рассмотрение проекта закона о государственном бюджете Украины в трех чтениях
 и процедуры его принятия.                                                             '

Не позднее чем через пять дней (20.09) после представления Кабинетом Министров Украины проектазакона о Государственном бюджете Украины в Верховную Раду Министр финансов представляет его на пленарном заседании Верховной Рады.

По результатам обсуждения проекта закона о Государственном бюджете Украины Верховная Рада может принять мотивированное решение о его отклонении в случае несоответствия этим документам.

В случае отклонения проекта закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров обязан в недельный срок со дня вступления в силу решения об отклонении подать проект закона на повторное представление с обоснованиями внесенных изменений. Министр финансов повторно представляет проект закона не позднее трех дней после его повторного представления в Верховную Раду.

После принятия к рассмотрению представленного проекта закона о Государственном бюджете Украины не позднее 1 октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления) года, который предшествует плановому, проект закона рассматривается народными депутатами, а также в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады. Комитеты Верховной рады формируют свои предложения к проекту закона и передают их в Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета.

Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета не позднее 15 октября (20 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления) совместно с уполномоченными представителями Кабинета Министров рассматривает предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины и готовит Выводы и предложения к нему. Выводы и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины, а также таблицы предложений Аппаратом Верховной Рады распространяются среди народных депутатов не позднее чем за два дня до рассмотрения проекта закона в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады.

Первое чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины

Верховная Рада принимает проект закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении не позднее 20 октября (25 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного чтения) года, который предшествует плановому.

После принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении Кабинет Министров в двухнедельный срок готовит и подает не позднее 3 ноября (8 ноября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления) проект закона, доработанный соответственно Бюджетным выводам Верховной Рады, и сравнительную таблицу относительно их учета с мотивированными объяснениями относительно неучтенных предложений.

 

Второе чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины

предусматривает утверждение общего объема дефицита (профицита), доходов и расходов государственного бюджета, объем межбюджетных трансфертов и другие положения. Они должны быть приняты во втором чтении в обязательном порядке и не подлежат рассмотрению в третьем чтении.

Второе чтение проекта закона завершается не позднее 20 ноября года, который предшествует плановому.

 

Третье чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины

проводится голосование по предложениям Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета, которые не были Приняты во втором чтении, и по проекту закона в целом.

В случае, если решение об одобрении закона о Государственном бюджете Украины с предложенными предложениями Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета в целом не принято, проводится голосование по каждому предложению.

Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой до 1 декабря года, который предшествует плановому. Одновременно с законом о государственном бюджете Украины Верховная Рада издает постановление о порядке введения в действие его закона.

Закон о государственном бюджете Украины после его принятия Верховной Радой подписывает Председатель Верховной Рады и направляет его Президенту.

Президент Украины на протяжении 15-ти дней после получения закона подписывает его и официально делает достоянием гласности или возвращает закон со своими замечаниями и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины.

Закон Украины о государственном бюджете Украины и постановление Верховной Рады о порядке введения его в действие публикуется в печати. Опубликование закона в Урядовом курьере и других официальных изданиях – после подписания закона Президентом.

 

3. Выполнение государственного бюджета

Выполнение Государственного бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров Украины. Общую организацию и управление выполнением государственного бюджета, координацию деятельности участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета осуществляет Министерство финансов Украины.

Государственный бюджет Украины выполняется за росписью, которая утверждается Министром финансов Украины в месячный срок после обретения законом о Государственном бюджете Украины действия.

В соответствии с Бюджетным кодексом (ст.2), бюджетная роспись - это документ, в котором устанавливается распределение доходов и финансирование бюджета, бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года соответственно бюджетной классификации.

 

Внесение изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

В бюджетной практике плановые показатели, которые лежат в основе сформированного бюджета, как правило, отличаются от фактического их значения. Поэтому в закон о Государственном бюджете Украины могут вноситься изменения.

Изменения в закон о Государственном бюджете Украины подаются в форме проекта закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

Необходимо отметить, что закон о государственном бюджете Украины не может вводить новые, изменять или отменять существующие налоги, сборы, другие обязательные платежи, вносить изменения в действующее законодательство. В случае необходимости изменения дополнения вносятся сначала в соответствующие законы, после чего учитываются в законе о государственном бюджете Украины.

Кабинет Министров на протяжении двух недель со дня объявления указанных официальных выводов обязан подать Верховной Раде соответствующий проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

Если квартальные отчеты зафиксируют недополучение доходов общего фонда бюджета больше чем 15 процентов от суммы, предусмотренной бюджетной росписью на соответствующий период, Министерство финансов уполномочено подготовить предложенияо внесении изменений в государственный бюджет относительно секвестрации.

Секвестр– пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета на протяжении времени, которое остается до окончания бюджетного года.

Кабинет Министров Украины, рассмотрев эти предложения, подает в Верховную Раду Украины разработанный на их основе проект закона о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины не позднее двух недель со дня представления предложений Министром финансов.

Верховная Рада Украины принимает решение относительно указанного проекта закона относительно сокращения расходов государственного бюджета в двухнедельный срок со дня соответствующего представления Кабинетом Министров. При сокращении расходов следует принимать во внимание наличие защищенных статей. Защищенными статьями расходов бюджета признаются статьи расходов государственного бюджета, объем которых не может изменяться при проведении сокращения утвержденных бюджетных назначений (статья 55 Бюджетного кодекса). К ним относятся:

- оплата труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;

- приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

- обеспечение продуктами питания;

- выплата процентов за государственным долгом;

- трансферты населению;

- трансферты местным бюджетам.

 

 

4. Сведение, составление и предоставление отчестности о выполнении государственного бюджета

Сведение, составление и предоставление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляются Государственным казначейством Украины. Не позднее 31 декабря Государственное казначейство Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде.

Главные распорядители бюджетных средств соответственно единой методике отчетности составляют и подают в соответствующие органы казначейства детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию.

Территориальные органы казначейства составляют и подают в соответствующие местные финансовые органы балансы, отчеты о выполнении государственного бюджета и другие финансовые отчеты.

Сводные показатели отчетов о выполнении бюджета подаются управлениями государственного казначейства в Государственное казначейство Украины. Сформированный отчет о выполнении государственного бюджета, информация о выполнении бюджета, защищенных статей бюджета, использование средств из резервного фонда Кабинета Министров поступает в Министерство финансов и Счетную палату. Дальше годовой отчет о выполнении закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров в Верховную Раду не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

Счетная палата на протяжении двух недель со дня официального представления Кабинетом Министров Украины годового отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины готовит выводы относительно использования средств бюджета.

Верховная Рада рассматривает отчет о выполнении закона о Государственном бюджете Украины в двухнедельный срок со дня получения выводов Счетной палаты относительно использования средств государственного бюджета.

С содокладом о выполнении закона о государственном бюджете выступают Глава Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета и Глава Счетной палаты.

По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение относительно отчета выполнения закона о Государственном бюджете Украины.

Постановление об отчете публикуется в средствах массовой информации.

 

  1. Организация бюджетного процесса на местном уровне.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов.

Организация составления проектов рассматриваемого бюджета АР Крым и соответствующих местных бюджетов действующим законодательством возложена на правительство АР Крым, Киевскую и Севастопольскую городские, областные и районные администрации, исполнительные комитеты городских (городов областного подчинения) советов.

Согласно Бюджетного Кодекса Украины (ст.75) Министерство Финансов Украины доводит Совету Министров АР Крым, местным администрациям и исполнительным органам местных советов особенности составления расчетов к проектам бюджетов на следующий период.

Согласно типичной форме бюджетных запросов, определенной Министерством финансов Украины, и с учетом особенностей составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы разрабатывают и доводит к главным распорядителям бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.

После получения бюджетных запросов главных распорядителей бюджетных средств официально начинается процесс рассмотрения бюджета. Местные финансовые органы проводят анализ бюджетных запросов с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также действенности и эффективности использования бюджетных средств. По результатам анализа руководитель местного финансового органа принимает решение о включении бюджетного запроса в предложение проекта местного бюджета и направляет его на рассмотрение соответственно Совету Министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органом соответствующих советов.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских (городов районного значения) советов, районные государственные администрации в городах Киеве и Севастополе направляют соответственно районным или городским финансовым органом предложения относительно показателей проектов соответствующих бюджетов.

После одобрения Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины Министерство финансов Украины доводит Совету Министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов расчеты прогнозных объемов межбюджетных трансфертов, методику их определения и другие показатели, необходимые для составления проектов местных бюджетов, а также предложения относительно формы проекта решения о местном бюджете.

В недельный срок после принятия закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении Кабинет Министров Украины доводит Совету министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов положение и показатели межбюджетных отношений, которые были определены Верховной Радой Украины при принятии проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.

После получения от Кабмина положения и показатели межбюджетных трансфертов Совет министров Автономной Республики, местные государственные администрации и исполнительные органы соответствующих советов готовят проектырешений о соответствующих местных бюджетах.

Решение о местном бюджете- нормативно-правовой акт Верховной Рады и Автономной Республики Крым или соответствующего совета, выданный в установленном законодательством Украины порядке. Он содержит утвержденные полномочия соответственно Совету министров АР Крым, местной государственной администрации или исполнительного органа местного самоуправления осуществлять выполнение местного бюджета на протяжении бюджетного периода.

Решение о местном бюджете должно быть оглашено не позднее десяти дней со дня его принятия.

 

Выполнение местных бюджетов.

На стадии выполнением местных бюджетов обеспечивается своевременное и полное поступления запланированных доходов, а также своевременное, полное и беспрерывное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий.

Выполнение соответствующих местных бюджетов (ст. 78 Бюджетного кодекса) обеспечивают Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов или городские, поселковые или сельские головы (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы) обеспечивают выполнение соответствующих местных бюджетов.

Все расположенные на территории Украины субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности и подчиненности, а также граждане, которые платят налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, могут финансироваться из бюджета и получать за счет средств бюджетов выплаты соответственно программам экономического и социального развития.

Бюджетные учреждения финансируются согласно сметам. Руководители этих учреждений обязаны использовать бюджетные средства рационально, экономно, эффективно, не допускать перерасходов средств, обеспечивать их целевое использование.

Местный бюджет выполняется за росписью, которая утверждается руководителем местного финансового органа.

Казначейское обслуживание местных бюджетов осуществляется территориальными органами государственного казначейства (ст. 48 Бюджетного кодекса).

На стадии выполнения в случае необходимости могут вноситься изменения в решение о местном бюджете, которые могут быть связаны с изменениями условий и показателей, которые регулируют межбюджетные отношения, а также с факторами, которые возникают в процессе выполнения соответствующего местного бюджета.

 

Подготовка, рассмотрение и утверждение.

Структура, периодичность и сроки представления отчетности о выполнении местных бюджетов определяются Государственным казначейством Украины (ст. 58-61 Бюджетного кодекса).

Отчеты о выполнении местных бюджетов и другие финансовые отчеты составляют территориальные органы государственного казначейства и подают соответствующим местным финансовым органам по правилам и формами, установленными Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов и Счетной палатой.

Сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов одновременно подаются органами казначейства Министерству финансов АР Крым, финансовым органам местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих советов.

Квартальный и годовой отчеты о выполнении местного бюджета подается в Верховную Раду АР Крым, соответствующего местного совета Советом министров АР Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего совета или городским, поселковым, сельским головой (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы) в двухмесячный срок после завершения соответствующего бюджетного периода (до 1 марта).

Проверка отчета осуществляется Счетной палатой Верховной Рады АР Крым или комиссией по вопросам бюджета соответствующего совета, после чего соответствующие советы утверждают отчет о выполнении бюджета или принимают другое решение по этому поводу.

Переведение местных бюджетов на казначейское обслуживание разрешило применить единые подходы и требования к выполнению бюджетов и составлению отчетности, а затем создать базу данных о выполнении местных бюджетов для принятия
 управленческих решений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 502.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...