Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный кредит и его формы




Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Главная форма кредитных отношений - когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступаех-как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного бюджета является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное строительство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

 

Мобилизация временно свободных денежных средств может осуществляться в двух формах: сберегательное дело и государственные ссуды (государственные займы).

Сберегательное дело относится к государственному кредиту, если привлекаемые средства направляются в доходы бюджета. Но сберегательные банки, независимо от формы собственности, действуют на коммерческих основах и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом относится к государственному кредиту.

Государственные ссуды являются основной формой государственного кредита.

Классификация государственных ссуд

1) По правовому оформлению различают:

- государственные ссуды, которые предоставляются на основе соглашений. 

- государственные ссуды, обеспеченные выпуском ценных бумаг.

2) Оформление государственных ссуд (форма эмиссии) может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

3) В зависимости от места размещения займов их разделяют на внутренние и внешние.

4) По срокам погашения займы могут быть краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5) и долгосрочные (свыше пяти).

5) По характеру выплаты дохода займы бывают процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). 

По процентным займам доходы устанавливаются в виде ссудного процента. Ссудный процент может быть твердофиксированным на весь период или плавающим, который меняется в зависимости от спроса и предложения на кредитном рынке.

Выигрышные – выплата дохода осуществляется на основе проведения тиражей выигрешей. Выигрыш может проводится ежегодно раз в полгода, ежеквартально.

Дисконтные - характеризуются тем, что сударственные ценные бумаги покупаются по определенной ке, а погашаются по номиналу. Указанная разница составляет оход кредитора.

Коммунальный кредит и заимствования в местный бюджет

Коммунальный кредит – основной источник финансирования муниципальных инвестиционных программ. Это экономические отношения, обязательным субъектом которых выступает орган местного самоуправления, основанные на принципах возвратности, платности и срочности. Как правило, местный орган самоуправления выступает в роли заемщика.

В Украине относительно развиты две формы:

1) коммунальный облигационный кредит

2) коммерческий банковский коммунальный кредит.

Наиболее широко развит коммунальный облигационный кредит (муниципальные облигации).

Эмиссия муниципальных облигаций обеспечивает гибкость кредитования путем относительно быстрого и достаточно дешевого привлечения средств инвесторов. Эмиссия более привлекательна для инвесторов, чем прямой заем, так как они могут вернуть сумму займа до истечения его срока посредством продажи принадлежащих им облигаций на вторичном рынке. К существенным недостаткам выпуска муниципальных облигаций относится более высокий уровень расходов эмиссии, особенно при малых размерах, чем выпуск государственных облигаций. Кроме того, они считаются менее ликвидными.

Муниципальные облигации бывают 3 видов:

- генеральные долговые обязательства (или бездоходные облигации) – гарантируются бюджетными доходами и имуществом органа местного самоуправления;

- доходные облигации - цель – финансирование объектов инфраструктуры;

- безоблигационные формы муниципальных ссуд – договора аренды, лизинг оборудования и имущества, налоговые ссуды, ипотечные ссуды под залог земли и имущества и др.

2)Формы коммунального банковского кредита:

- кредиты коммунальных банков;

- кредиты государственных коммунальных банков;

- кредиты коммерческих банков;

- взаимный коммунальный кредит.

В Украине Верховная Рада АРК и городские советы имеют право осуществлять внутренние заимствования. Внешние заимствования могут осуществлять только городские советы городов с численностью населения свыше восьмисот тысяч жителей по официальным данным государственной статистики на момент принятия решения об осуществлении заимствований.

Заимствования в местные бюджеты осуществляется на определенную цель и подлежат обязательному возврату. Государство не несет ответственности по обязательствам за заимствования в местные бюджеты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...