Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 13. Бюджетный контроль и анализ




1. Сущность и значение бюджетного контроля.

2. Классификация бюджетного контроля.

3. Методы проведения бюджетного контроля.

4. Экономический анализ бюджета.

 

Сущность и значение бюджетного контроля.

Бюджетный Контроль занимает важное место в системе управления бюджетными ресурсами.

Бюджетный контроль - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности формирования и использования бюджетного фонда, предназначенного для реализации функций, возложенных на государство или территориальные органы власти.

Целью бюджетного контроля является выявление отклонений в деятельности по формированию бюджетного фонда для своевременного принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности и получения компенсации за причиненный ущерб, а также для разработки и реализации мероприятий по предотвращению таких нарушенийв будущем.

Система бюджетного контроля включает такие основные элементы:

- объект контроля;

- предмет контроля;

- субъект контроля;

- методы контроля.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения ВВП в территориальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.

Предметом бюджетного контроля выступают все стадии бюджетного процесса: поступление налоговых и других платежей в бюджет, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, официальные трансферты, бюджетные кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей и др.

В качестве субъектов бюджетного контроля можно рассматривать практически все государственные и территориальные органы власти, а также хозяйствующих субъектов и население. В Украине систему органов бюджетного контроля составляют: Верховная Рада Украины, Счетная палата, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, органы системы Минфина, Налоговая администрация.

К методам бюджетного контроля относят документальную и камеральную проверки, ревизию, обследование и экономический анализ.

 

Классификация бюджетного контроля.

Виды бюджетного контроля различаются в зависимости от субъектов контроля и по времени проведения.

В зависимости от субъектов контроля различают:

1) Государственный бюджетный контроль – осуществляют  органы государственной власти и местного самоуправления.

2) Ведомственный контроль – проводят контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств.

3) Общественный контроль – осуществляют общественные организации в зависимости от поставленных задач.

4) Независимый контроль – осуществляется со стороны аудиторских фирм.

5) Внутренний контроль – проводится соответствующими службами предприятий, организация и учреждений.

6) Правовой контроль – осуществляется правоохранительными органами.

7) Физические лица также осуществляют бюджетный контроль, именуемый гражданским контролем.

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

1) Предварительный контроль – проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета и документов, связанных с планируемым использованием бюджетных средств. Он носит предупреждающий характер.

2) В процессе исполнения бюджета проводится текущий контроль. В результате текущего контроля выявляются нарушения бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения норм и нормативов по формированию и расходованию бюджетного фонда. Текущий контроль является основным видом контроля.

3) Последующий контроль проводится по окончании отчетного периода. Если текущий контроль основывается на изучении первичных документов оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности, то последующий контроль – в основном отчетных документов.

 

Методы проведения бюджетного контроля.

Можно выделить следующие методы бюджетного контроля:

1) Документальная проверка – осуществляется на предприятии в присутствии должностных лиц.

2) Камеральная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе документов о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.

3) Ревизия - наиболее распространенный метод бюджетного контроля, система контрольных действий, направленных на всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Существуют различные виды ревизии. Ревизии можно классифицировать по различным признакам:

1) По ведомственной принадлежности ревизуемых органов ревизии могут быть:

- ведомственные,

- внутриведомственные,

- внутрихозяйственные.

2) По полноте охвата деятельности ревизуемого объекта различают:

- полные - проводятся при необходимости проверки всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля,

- частичные - отдельных сторон,

- комплексные - включают все участки и стороны деятельности ревизуемого объекта,

- тематические ревизии - предназначены для проверки определенного участка деятельности ревизуемого предприятия.

3) По глубине проведения:

- сквозные - связаны с проверкой деятельности отраслей экономики, управлений, акционерных обществ,фирм.

- локальный ревизии -проводятся только на одном предприятии, учреждении, организации, или на нескольких, но по различным и не взаимосвязанным программам.

4) По степени охвата данных:

- сплошные - контролируются все операции и данные на определенном участке деятельности ревизуемого предприятия или учреждения за весь ревизуемый период.,

- выборочные - проверяется часть документов на выборку за какой-либо промежуток времени,

- комбинированные - заключается в сочетании сплошной и выборочной ревизии по отдельным участкам деятельности.

5) По отношению к плану:

- плановые,

- внеплановые.

6) По очередности исследования одних и тех же документов:

- первичные,

- дополнительные,

- повторные.

Дополнительные и повторные ревизии проводят, если результаты
первичной проверки не соответствуют определенным
требованиям.

7) По характеру проверяемого материала:

- документальные – осуществляется на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

- фактические - связана с непосредственной проверкой материальных ценностей, денежных расчетов, соблюдением норм и качества выполненных работ и услуг.

4) Обследование- ознакомление контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности.

5) Экономический анализ исполнения бюджета.В процессе контроля любого вида проводится аналитическая работа, дается оценка действующему бюджетному законодательству, выявляются причины несоблюдения тех или иных норм, бюджетных показателей, даются рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...