Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Участники бюджетного процесса и их полномочия




Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, которые наделены бюджетными полномочиями. Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений (ст. 20 Бюджетного кодекса).

На каждой стадии бюджетного процесса задействованные определенные участники, которые действует только в пределах своих полномочий и несут ответственность согласно действующему законодательству. В зависимости от роли, места, функций и объемов деятельности их можно выделить в такие группы:

1) субъекты управления бюджетной системой - органы государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют общее управление бюджетной системой или управление отдельными ее звеньями.

 Президент Украины как глава государства подписывает закон о государственном бюджете на соответствующий год, вносит изменения и дополнения в государственный бюджет, а в случае несогласия с принятым Верховной Радой законом накладывает вето с последующим возвращением на повторное рассмотрение к Верховной Раде.

Верховная Рада (парламент) как единый орган законодательной власти в Украине принимает законы по финансовым вопросам, определяет основные направления финансовой политики государства. Согласно ст. 85 Конституции и соответственно Бюджетному кодексу к бюджетным полномочиям парламента принадлежат:

В Автономной Республике Крым общее управление государственной деятельностью в бюджетной сфере осуществляет Верховная Рада АР Крым.

Как главное звено в системе органов исполнительной власти Кабинет Министров Украины представляет на рассмотрение в Верховную Раду проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период, разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины, обеспечивает его выполнение и подает Верховной Раде отчет о выполнении закона о государственном бюджете.

На территории Автономной Республики Крым бюджетные полномочия, которыми наделены областные государственные администрации, отнесенные  к компетенции Совета министров АР Крым.

Общее государственное управление финансовой деятельностью на местном уравне в соответствии с Конституцией Украины (ст. 140-146) и Закона "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г. осуществляют органы местного самоуправления. К ним относятся: сельские, поселковые, городские, районный и областной советы.

Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации,согласно Конституции Украины (ст.118-119), Закону Украины "О местных государственных администрациях" от 09.04.1999 г. и Бюджетному кодексу.

Исполнительные органы сельских, поселковых и городских (городов районного значения)советов выполняют все функции, которые соответственно действующему бюджетному законодательству уполномочены осуществлять местные финансовые органы в случае, если последние не созданы.

2) Органы оперативного управления бюджетными средствами – это органы государственной исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль и оперативное    управления бюджетными средствами.

Центральное место в системе органов государственной исполнительной власти, которые осуществляют управление в сфере бюджетных отношений, принадлежит Министерству финансов. Характерной особенностью Министерства финансов является то, что, министерство не только осуществляет действия, связанные с оперативным управлением бюджетными средствами, но и влияет в пределах своей компетенции на развитие всей системы бюджетных отношений.

Министерству финансов подконтрольны и подотчетны местные финансовые органы.

Непосредственное участие в бюджетном процессе принимают органы государственной налоговой службы. К ним относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, межрайонные государственные налоговые инспекции, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме Киева и Севастополя), районах в городах. Кроме этого в составе органов налоговая служба создана налоговая милиция – это специальные подразделы для борьбы с налоговыми правонарушениями.

Постоянно действующим вышестоящим органом государственного финансового контроля является Счетная палата. Она создана при Верховной Раде, подчиняется и подотчетная ей.

Соответствующими полномочиями в сфере бюджетной деятельности наделены также органы государственной контрольно-ревизионной службы.К ним относятся: Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионные управления в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, подразделы государственной контрольно-ревизионной службы (отделы, группы) в районах, городах (кроме Киева и Севастополя) и районах в городах.

Главным назначением Государственного казначейства Украины и его территориальных органов является содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами государства путем применения оптимальных механизмов формирования и использование бюджетных средств. Органы государственного казначейства обеспечивают зачисление поступлений в государственный и местные бюджеты, расходование бюджетных средств по целевому назначению и предупреждают случаи незаконного и неэффективного их использования.

Правовой статус и пономочия органов Таможенной службы определяется Таможенным Кодексом Украины.

Фонд Государственного имущества Украиныи его территориальные отделения обеспечивают перечисление в государственный бюджет средств, полученных от продажи государственного имущества и другие поступления, непосредственно связанные с процессами разгосударствления и приватизации государственного имущества; осуществляют контроль по взысканию платежей, связанных с отчуждением или арендой имущества, которое находится в государственной собственности.

3) органы денежно-кредитного регулирования - представлены Национальным банком Украины, учреждениями коммерческих банков, субъектами финансового рынка.

4) распорядители и получатели бюджетных средств. Из соответствующих бюджетов им выделяются ассигнования для осуществления предусмотренных этими бюджетами программ и мероприятий.

Распорядители бюджетных средств – это бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченных на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.    

В зависимости от степени подчиненности, объема предоставленных прав, обязанностей и ответственности распорядители бюджетных средств делятся на главных и распорядителей низшего уровня.

Главные распорядители бюджетных средств - бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые получают полномочия путем установления бюджетных назначений.

Распорядители бюджетных средств низшего уровня - это распорядители, которые в своей деятельности подчинены соответствующему вышестоящему распорядителю или деятельность которых координируется через него. Они делятся на распорядителей средств второй и третьей степеней.

5) плательщики налогов, сборы и других обязательных платежей в бюджет.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...