Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовая поддержка малого предпринимательства




Тема 7: Расходы бюджета на экономическую деятельность и науку

1. Формы бюджетного финансирования экономической деятельности.

2. Порядок бюджетного финансирования государственного сектора экономики.

3. Состав расходов Государственного и местных бюджетов Украины.

4. Расходы бюджета на науку.

 

Формы бюджетного финансирования экономической деятельности

Расходы бюджетов на развитие экономики должны направляться прежде всего на стабилизацию экономики, создание необходимых условий для роста экономического потенциала государства, использование бюджетных средств должно быть максимально эффективным.

Финансовые методы государственного регулирования национальной экономики предусматривают два вида ее финансирования: прямое и косвенное.

При прямом финансировании государство выделяет средства из бюджета и других источников субъектам хозяйствования в виде субсидий, дотаций, трансфертов, займов и т.п. При косвенном финансировании государство предоставляет финансовую помощь субъектам хозяйствование в виде налоговых, кредитных и ценовых льгот благодаря созданию благоприятных условий для национального производителя.

Прямое бюджетное финансирование экономической деятельности государства включает следующие формы:

1. Капиталовложения. Финансирование капиталовложений может осуществляться по 2 направлениям:

- в ведомственном разрезе –общая сумма выделенных бюджетом капиталовложений направляется министерствам и ведомствам, а затем распределяется между предприятиями и организациями.

- в разрезе инвестиционных проектов – позволяет концентрировать ресурсы на реализацию задач, связанных с воспроизводством основных фондов.

2. Операционные расходы – расходы бюджета на содержание производственных инфраструктур. Они включают:

- финансирование геолого-разведывательных работ;

- финансирование лесного и водного хозяйства;

- землестроительные работы;

- мероприятия по борьбе с вредителями растений, болезнями животных и эпидемиями;

3. Кредиты и дотации.

Бюджетные кредиты выдаются предприятиям государственного сектора экономики на временные нужды в случае финансовых осложнений.

Государственная дотация – выделение из бюджета средств на покрытие убытков субъектов хозяйствования в том случае, когда убыточность обосновывается определенной финансовой политикой государства в сфере ценообразования.

Косвенноебюджетное финансирование с экономической точки зрения представляет определенную форму государственного регулирования социально-экономического развития (предоставление налоговых льгот, отсрочек по уплате налогов, списание и реструктуризация налоговой задолженности, освобождение от налогов отраслей экономики или отдельных предприятий, использование специальных режимов налогообложения).

Порядок бюджетного финансирования государственного сектора экономики

Существование государственного сектора экономики и необходимость его финансирования обусловлены следующими основными причинами:

1. Наличием областей, определенных видов товаров, услуг и работ, которые хотя и являются коммерчески привлекательными, однако имеют высокие потребительские ценности. К этим областям належат топливно-энергетическая, металлургическая, агропромышленный комплекс, инфраструктура, газо-водоснабжение, транспорт, связь и т.п..

2. Функционированием и развитием наукоемких и технологически сложных производств, которые могут развиваться при рыночных условиях лишь с помощью государственной поддержки.

В Украине порядок выделения бюджетных средств для финансовой поддержки определяется Кабинетом Министров и Национальным банком.

Органы, уполномоченные управлять государственным имуществом:

- рассматривают и утверждают проекты использования средств;

- несут полную ответственность за правильность поданных предприятиями расчетных объемов бюджетной поддержки и целевое использование средств;

- проекты, согласованные с Министерством экономики подают на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам санации государственных предприятий вместе с проектами соответствующих решений КМУ.

Бюджетная ссуда выдается Министерством финансов Украины на договорной основе.

В целом специалисты отмечают, что в Украине осуществляется чрезмерное предоставление налоговых льгот, отсрочек, налоговых кредитов. Это не способствует финансовой стабилизации государства, равномерному распределению налоговой нагрузки на плательщиков налогов, приводит к необоснованному перераспределению финансовых ресурсов между отдельными субъектами хозяйственной деятельности.

При этом основным недостатком действующей практики предоставления льгот является отсутствие экспертных оценок масштабов перераспределения финансовых ресурсов, а также экономических и социальных последствий этого перераспределения. Кроме того, к недостатку относится и то, что большинство льгот предоставляется в форме полного и бессрочного освобождения от налогообложения, что ослабляет стимулирующую функцию налогов.

Предоставление льгот должно проходить жесткую экспертизу.

Состав расходов Государственного и местных бюджетов Украины

К основным направлениям бюджетного финансирования экономической деятельности в Украине относят:

1) Промышленность и энергетика, которые включают:

А) расходы на топливно-энергетический комплекс. Это расходы:

- связанные с реструктуризацией угольной промышленности;

- на государственную поддержку угледобывающих предприятий;

- на организацию и регулирование деятельности в области производства ядерного топлива;

- на содержание государственной военизированной горноспасательной службы;

- на мероприятия, связанные с выведением из эксплуатации ЧАЭС;

- на мероприятия по охране объектов атомной энергетики.

Б) расходы бюджета на конверсию и развитие предприятий оборонного и машиностроительного комплекса включают:

- расходы на финасирование мероприятий по конверсии предприятий оборонного комплекса и создание новых видов гражданской продукции;

- расходы на развитие отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса.

В) расходы бюджета на возобновление минерально-сырьевой базы включают:

- геологоразведывательные работы, финансируемые за счет отчислений добывающих предприятий;

- работы по изучению газоносности, разработка методов дегазации угольных пластов, решение проблем поиска, использование метана.

Г) расходы на другие отрасли промышленности включают:

- консервацию мощностей по производству тяжелой воды и других специальных объектов;

- расходы по реконструкции железорудных предприятий по подземной добыче руды.

2) Расходы бюджета на развитие агропромышленного комплекса предусматривает финансирование улучшения земельных ресурсов, сельскохозяйственного производства, закупки сельскохозяйственной продукции и техники, исследований и практических разработок в области сельского хозяйства и др.

финансовая поддержка малого предпринимательства

Место и роль малого предпринимательства в национальной экономике определяются тем, что оно, как особый сектор рыночной экономики, является основой мелкого производства, обеспечивает быструю окупаемость расходов, широкую свободу рыночного выбора, определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, обеспечивает насыщение рынка товарами, услугами и дополнительными рабочими местами, оказывает содействие послаблению монополизма в экономике.

Прямое государственное финансирование и кредитование малого предпринимательства предусматривает предоставление малым предприятиям средств из бюджетов разных уровней и государственных целевых фондов. К преимуществам этого метода следует отнести:      

- адресность,при использовании которого можно определить конкретное предприятие, которому предоставится помощь;

- оперативностьускорена процедура предоставления финансовой поддержки по сравнению с другими методами;

- гибкость -при предоставлении средств дифференцируется размер помощи, ее срок, стоимость и другие характеристики соответственно условиям конкретного предприятия.

Среди недостатков основными являются рост расходов бюджета, малые размеры помощи из-за дефицита бюджетных ресурсов. Использование метода может осуществляться в таких формах:

-субсидирование. Предусматривает безвозвратное предоставление средств малому предприятию для покрытия им своих расходов или увеличение прибыли.

- кредитование.Предусматривает предоставление кредитов на льготных условиях сфере малого бизнеса.

- паевое финансирование.Предусматривает финансирование лишь определенной чисти от потребности в средствах малого предприятия за счет средств бюджета. Другая часть финансируется за счет средств физических и юридических лиц.

 

Расходы бюджета на науку

В Украине законодательно определено, что бюджетное финансирование науки должно осуществляться на уровне не ниже, чем 1,7% ВВП. Реально бюджетное финансирование не превышает 0,4%.

Верховная Рада, как высший орган законодательной власти в государстве, определяет цели, направления и принципы научно-технической политики, устанавливает объемы финансирования научных исследований, утверждает перечень приоритетных направлений развития науки и техники.

Кабинет Министров, как вышестоящий орган исполнительной власти, распределяет государственные средства, утвержденные для финансирования науки, устанавливает порядок формирования и использование внебюджетных фондов для научно-технической деятельности, организовывает разработку государственных и межгосударственных научно-технических программ, формирует органы управления и механизм реализации программ.

Источник финансирования научных исследований зависит от их характера. Различают два направления научных исследований.:

- фундаментальные;

- прикладные.

Фундаментальные исследования являются поисковыми теоретическими направлениями.

Прикладное исследование связаны с определением форм и методов внедрения в практику результатов фундаментальных исследований, которые завершились определенными изобретениями.

Существует два основных способа бюджетного финансирования научных исследований:

- институциональный, при котором средства выделяются на содержание всей научной организации;

- программно-целевой (селективный), при котором средства выделяются на выполнение отдельной темы.

Программно-целевой метод способ финансирования является более прогрессивным методом. Его применение особенно целесообразно при ограниченных финансовых возможностях.

Финансирование научных учреждений в Украине осуществляется по трем уровням:

1. Учреждения Академии наук Украины, которые выполняют фундаментальные исследования. К ним относятся: Институт экономического прогнозирования, Институт экономики, Институт экономики промышленности, Национальный институт экономических программ, Научно-исследовательский институт моделирования и информатизации и др.

2. Ведомственные учреждения. При Президенте Украины, Верховной Раде Украины, министерствах и ведомствах функционируют научные учреждения: Национальный институт стратегических исследований, Академия управления (при Президенте Украины), Научно-исследовательский экономический институт (Министерство экономики), Украинская академия банковского дела (при НБУ) и др.

3. Учреждения, подчиненные Министерству образования и науки. В них выполняются отдельные заказы, оплачиваемые из Государственного бюджета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...